Желудок – дом болезни
Человеку для нормального существования, чтобы пополнить свои силы достаточно совсем немного. Но часто люди все равно кушают больше.
Опытным путем определено, что объем пустого желудка в среднем составляет около 0,5 л. После принятия пищи он обычно растягивается до 1 л, но может увеличиться и до 4 л.
Следует вспомнить, что сказал Пророк Мухаммад ﷺ:
مَا ملأ ابنُ ءادمَ وِعَاءً شَرّا مِنْ بطنِه ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ لُقَيْمَاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ،
فَإِنْ كَانَ لاَ مَحَالَةَ فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ
Это означает: «Нет такой емкости, которую человек заполняет вредом больше, чем свой желудок. Человеку достаточно несколько кусков еды, чтобы укрепить свое тело, а если он все же хочет есть больше этого, то пусть заполняет его не больше, чем на треть едой, на треть питьем и оставит треть для воздуха». Передали это изречение Имамы Ахмад, Ат-Тирмизий и Ан-Насаий.
В этом Хадисе Пророка – основа, объединяющая все принципы медицины. Действительно, употребление малого количества еды полезно как для нашего организма, так и для нашего духовного состояния. Поэтому мусульмане всегда с нетерпением ждут месяц обязательного Поста, так как знают, что его соблюдение полезно не только для духовного состояния, но и физического.
Также сказано в Кур`ане означающее: «Ешьте и пейте, но не пресыщайтесь (не переходите границы дозволенного), воистину, Аллаh не любит тех, кто так делает». Не употребляйте запрещенное и не излишествуйте в пище и питье – то есть не ешьте после пресыщения.
Арабский ученый Аль-Харрис ибн Аль-Кильда и другие ученые говорили, что желудок – это «дом болезни». Умеренность или диета – это лучшее лекарство, лучшее лечение. Также арабские ученые говорили означающее: «Не ешьте много, не пейте лишнего и не спите много – иначе потеряете много (пропустите много)».
Умеренность в еде – это не только спасение от ожирения, умеренность в еде – это спасение от сонливости, лени и слабости. Человек, чей желудок переполнен, не способен мыслить адекватно.
Пословица гласит: «Мудрость отсутствует там, где полон желудок».
Чрезмерное наполнение желудка пищей является признаком прожорливости, жадности и других проявлений плохих качеств человека – это указывает на преобладание страстей над человеком. Прожорливость является причиной многих болезней в организме человека. Большее количество пищи в желудке человека переваривается долго и провоцирует тяжесть и приводит к заболеваниям.
Чрезмерность в еде становится причиной многих отклонений, разных патологий, которые требуют в итоге усилий для лечения больше, чем у тех, кто соблюдает умеренность в еде. Восточные доктора говорили, что лучшее лекарство – это не ощущать сытости в желудке.
Кроме того, обжорство становится причиной расширения желудка, и как следствие, усиливается чувство голода. Большой желудок, наполненный пищей, становится тяжелым и спускается на другие органы, давит на них, тем самым ухудшая их работоспособность и функциональность. Расширенный желудок давит не только вниз, но и вверх на легкие и сердце, в итоге нарушая их работу и соответственно ухудшая состояние всего организма.
Многие Исламские теологи и благочестивые люди говорили об этом вопросе.
Имам Шафи‘ий говорил означающее: «Насыщение едой утяжеляет тело, ослабляет восприятие, вызывает сонливость и ослабляет человека в его поклонении».
Жена Пророка ‘Айша говорила, что с тех пор, как они переехали в Медину, не было такого, чтобы семья Пророка ﷺ была сыта пшеничным хлебом трое суток подряд, и так продолжалось до конца его жизни. Также она говорила о Пророке ﷺ что, когда он никогда не ел досыта. Пророк Мухаммад ﷺ не ел и не пил избыточно. И когда они находились дома, он не просил еды, а ел, когда ему предлагали.
Ибраhим ибн Адhам сказал: «Кто следит за своим желудком – следит за своим соблюдением Религии. Кто терпит голод, станет высоконравственным и благочестивым. И, воистину, согрешение далеко от голодного и близко к сытому».
Святой Лукман говорил своему сыну следующее: «О, сын мой! Когда наполняется желудок – спит мышление, молчит мудрость и тело ослабляется в совершении поклонения Всевышнему. Перевоспитывай себя голодом и не давай шайтану доступа к себе, чтобы быть покорным Богу и совершать больше благих дел. Никогда не будь высокомерным и угнетателем».
Один из теологов первых трех столетий сказал: «Благочестив тот, кто не следует своим страстям и желаниям в надежде получить обещанное Богом несмотря на то, что он не видел этого».
‘Абдуллаh ибн ‘Умар Аль-Хаттаб говорил о себе: «С тех пор, как я стал мусульманином, никогда не наедался досыта». Так как это полезно для здоровья.
‘Амру ибн Кайс сказал: «Избегайте сытости, воистину, она – причина жестокости сердец».
Мухаммад ибн Уаси‘ сказал: «Кто меньше ест, тот лучше мыслит, доходчивей объясняет, и его поступки становятся искренними».
Малик ибн Динар говорил: «Не должна быть основной заботой мусульманина сытость его желудка».
Ибн ‘Имран Аль-Джуний сказал: «Кто хочет, чтобы Аллаh осветил его сердце, пусть меньше ест».