Изречения Имама Абу Ханифы о Единобожии
Нет сомнения в том, что большой ученый Ислама Имам Абу Ханифа уделял особое внимание вопросам Вероубеждений и знаниям о Единобожии, посвятив этому немало своих трудов.
В своей книге «Аль-Фикh Аль-Абсат» Имам Абу Ханифа написал:
اعْلَمْ أَنَّ الْفِقْهَ فِي الدِّينِ أَفْضَلُ مِنَ الْفِقْهِ فِي الأَحْكَامِ
Это означает: «Знай, что знание основ Религии (то есть Вероучения) находится в непревзойденном преимуществе перед знанием правовых вопросов Ислама (норм Шари‘ата)».
Имам Абу Ханифа также сказал:
أَصْلُ التَّوْحِيدِ وَمَا يَصِحُّ الاعْتِقَاد عَلَيْهِ وَمَا يَتَعَلَّقُ بِالاعْتِقَادِيَّاتِ هُوَ الْفِقْهُ الأَكْبَرُ
Это означает: «Вопрос Единобожия и правильных Вероубеждений является величайшим религиозным знанием (Аль-Фикh Аль-Акбар)».
Также из изречений Абу Ханифы следующее:
وَاللهُ وَاحِدٌ لا مِنْ طَرِيقِ الْعَدَدِ وَلَكِنْ مِنْ طَرِيقِ أَنَّهُ لا شَرِيكَ لَهُ, لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ, لا جِسْمٌ وَلا عَرَضٌ, وَلا حَدَّ لَهُ وَلا ضِدَّ وَلا نِدَّ وَلا مِثْلِ, لا يُشْبِهُ شَيْئًا مِنْ خَلْقِهِ, وَهُوَ شَىْءٌ لا كَالأَشْيَاءِ, وَمَعْنَى الشَّىْءُ: أَيْ ثَابِتُ الْوُجُودِ
Это означает: «Аллаh Всевышний – Один-Единственный не в значении числа, а в том, что у Него нет соучастника. Он не родил и не был рожден, и нет соучастника Ему. Он – не тело (не объект) и не качество тела, и Ему не присущ объем. Нет для Него соперника и нет равного Ему. Никто и ничто из Его созданий не подобно Ему; нет ничего подобного Ему. Он – Существующий, и Его Существование не подобно существованию созданных: Он существует Вечно, и нет сомнений в этом».
А в своем «Завещании» (работа «Аль-Васыйя») Абу Ханифа сказал об Аллаhе:
وَهُوَحَافِظُ الْعَرْشِ وَغَيْرِ الْعَرْشِ مِنْ غَيْرِ احْتِيَاجٍ
Это означает: «Он сохраняет Аль-‘Арш и все существующее, помимо Аль-‘Арша, и Он не нуждается в них».
Аль-‘Арш – это самое грандиозное создание Аллаhа, свидетельствующее о Его Безграничном Могуществе. Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Свое Могущество, и не создал его местом для Себя.
Имам Абу Ханифа говорил об Аллаhе, что Он чист от всякого недостатка и не нуждается в каком-либо месте:
كَانَ اللهُ وَلا مَكَانُ, كَانَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ الْخَلْقَ, كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلا خَلْقٌ وَلا شَىْءٌ, وَهُوَ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ, فَمَنْ قَالَ: لا أَعْرِفُ رَبِّي أَفِي السَّمَاءِ أَمْ فِي الأَرْضِ فَهُوَ كَافِرٌ
Это означает: «Аллаh существовал Вечно, и не было места. Аллаh существовал до того, как создал что-либо. Он был, и не было “где”, и не было “что”. Он – Создатель всего, поэтому если кто-то говорит: “Я не знаю: мой Господь на земле или на небе”, то такой – заблудший».
То есть Аллаh не появился, Он существовал Вечно без начала и не было ничего, кроме Него: не было понятия «где» – так как не существовало места; не было понятия «что» – так как не существовало ни пространства, ни того, что заполняет пространство – тел и образов, а также не было никаких из свойств тел. Поэтому Аллаh существует без места (Он ни на небе, ни на земле, ни где-либо еще), и Аллаh никак не связан со своими творениями – он не нуждается в них и никак не похож на них.
В своей книге «Аль-Фикh Аль-Абсат» Имам Абу Ханифа, объясняя тему об Атрибуте Аллаhа «Речь», написал:
وَيَتَكَلَّمُ لا كَكَلامِنَا. نَحْنُ نَتَكَلَّمُ بِِالآلاتِ مِنَ الْمَخَارِجِ وَالْحُرُوفِ, وَاللهُ مُتَكَلِّمٌ بِلا ءَالَةٍ وَلا حَرْفٍ, فَصِفَاتُهُ غَيْرُ مَخْلُوقَةٍ وَلا مُحْدَثَةٍ, وَالتَّغَيُّرُ وَالاخْتِلافُ فِي الأَحْوَالِ يَحْدُثُ فِي الْمَخْلُوقِينَ, وَمَنْ قَالَ إِنَّهَا مُحْدَثَةٌ أَوْ مَخْلُوقَةٌ أَوْ تَوَقَّفَ فِيهَا أَوْ شَكَّ فِيهَا فَهُوَ كَافِرٌ
Это означает: «Аллаhу присущ Атрибут Речь, но Его Речь не подобна нашей речи. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки и буквы. Аллаh говорит, однако Его Речь не похожа на нашу речь: Его Речь не имеет ни начала, ни конца, она не прерывается, потому что Аллаhу не присущи органы речи, и Он не произносит буквы или звуки. Сыфаты (Атрибуты) Аллаhа не созданы, не произошли: они Вечны без начала. Изменение и перемена состояния бывают у созданных. Кто говорит, что Сыфаты Аллаhа появились после небытия, или что они созданы, также тот, кто воздерживается от подтверждения убеждения о Вечности Сыфатов Аллаhа или же имеет сомнение в этом вопросе, тот – заблудший».