Толкование письма Имама ибн ‘Асакира
Шейх Фахруддин ибн ‘Асакир – великий ученый, известный лидер религиозных теологов правовой школы Имама Аш-Шафи‘ий своего времени. Он родился в 550 году hиджры. Его полное имя – Шейх Фахруддин Абу Мансур ‘Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Аль-Хасан ибн hибатуллаh ибн ‘Абдуллаh Ад-Димашкый. Он также известен как Имам ибн ‘Асакир.
Этот ученый был аскетичным, богобоязненным и благочестивым, использующим все свое время для получения знаний и соблюдения Религии. Имам ибн ‘Асакир написал множество книг. Один из его трактатов, известный как «Письмо Ибн ‘Асакира», получил широкое распространение. В этом письме содержатся знания по Вероубеждениям мусульман (Аhлюс-Суннати валь-Джама‘аh): краткое изложение вопросов Веры, содержащее в себе глубокое значение и соответствующее Вере Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижников и благочестивых последователей. Это важное письмо было одобрено Имамом Саляхуддином Халилем ибн Кейкяльдий Аль-‘Аляий, который дал ему название «Аль-‘Акыдатуль-Муршида» – «Убеждение, указывающее на Истину». Он сказал об этом письме: «Кто следует содержанию этого письма – тот без сомнения на Истинном пути». Передал эти слова Имам Таджуддин Ас-Субкий в своей книге «Табакат», который был согласен с названием этого письма и переписал его полностью, без изменений. А в конце этого письма он добавил: «На этом заканчивается данное письмо, в котором нет ничего противоречащего убеждениям мусульманина».
Приведем текст письма Имама ибн ‘Асакира.
بسم الله الرحمن الرحيم
:قالَ الشيخُ فخْرُ الدينِ بنُ عساكرَ رحمه الله
اعلمْ أرشدَنا اللهُ وإياكَ أنَّهُ يجبُ على كلّ مُكلَّفٍ أنْ يَعْلمَ أنَّ اللهَ عزَّ وجلَّ واحدٌ في مُلكِهِ. خلَقَ العالَمَ بأسْرِهِ العُلويَّ والسُفْليَّ والعرْشَ والكرسيَّ، والسَّمواتِ والأرضَ وما فيهِمَا وما بينَهُما. جميعُ الخلائِقِ مقهورونَ بقُدْرتِهِ، لا تتحركُ ذرّةٌ إلاَّ بإذْنهِ، ليسَ مَعَهُ مُدَبّرٌ في الخلْقِ ولا شريكٌ في المُلْكِ، حيٌّ قيومٌ لا تأخذُهُ سِنَةٌ ولا نومٌ، عالِمُ الغيبِ والشهادَةِ، لا يَخْفَى عليهِ شيءٌ في الأرضِ ولا في السماءِ، يعلمُ ما في البرّ والبحْرِ وما تسقُطُ مِنْ ورقةٍ إلا يَعْلَمُهَا، ولا حبَّةٍ في ظُلُمَاتِ الأرضِ ولا رطْبٍ ولا يابسٍ إلا في كتابٍ مبينٍ. أحاطَ بكلّ شيءٍ علماً وأحصى كلَّ شيءٍ عدداً فعَّالٌّ لِمَا يريدُ. قادرٌ على ما يشاءُ. لهُ المُلْكُ ولهُ الغِنَى، وله العِزُّ والبقاءُ، ولهُ الحُكْمُ والقضَاءُ، ولهُ الأسمَاءُ الحُسنى، لا دافِعَ لمَا قَضَى، ولا مانِعَ لِمَا أعطى. يفعلُ في مُلْكِهِ ما يُريدُ، ويحكُمُ في خلقِهِ بما يشاءُ. لا يرجو ثواباً ولا يخافُ عِقاباً، ليس عليهِ حَقٌّ (يَلزَمُهُ) ولا عليهِ حكمٌ، وكلُّ نِعمةٍ منهُ فضلٌ وكلُّ نِقمةٍ منهُ عدلٌ لا يُسئَلُ عمَّا يفعلُ وهم يُسْألونَ. موجودٌ قَبلَ الخَلْقِ، ليسَ لهُ قَبلٌ ولا بعْدٌ، ولا فوقٌ ولا تحتٌ، ولا يمينٌ ولا شمالٌ، ولا أمامٌ ولا خلْفٌ، ولا كُلٌ، ولا بعْضٌ، ولا يُقالُ متى كان ولا أينَ كانَ ولا كيفَ. كان ولا مَكانَ، كَوَّنَ الأَكوانَ ودبَّرَ الزمانَ. لا يَتَقَيَّدُ بالزمانِ ولا يَتَخَصَّصُ بالمكانِ، ولا يشْغَلُهُ شأنٌ عن شأن، ولا يلحقُهُ وَهْمٌ، ولا يَكْتَنِفُهُ عَقلٌ، ولا يُتَخَصَّصُ بالذهْنِ، ولا يُتَمَثَّلُ في النَّفسِ، ولا يُتَصَوَّرُ في الوهمِ، ولا يَتَكَيَّفُ في العقلِ، لا تَلحَقُهُ الأَوهامُ والأَفكارُ. ليسَ كمثله شيءٌ وهو السميعُ البصيرُ. اهـ
Сказал Шейх Фахруддин ибн ‘Асакир, да смилуется над ним Аллаh:
«Знай, да сохранит нас Аллаh на Истинном пути, что каждый мукялляф (ответственный в Судный День за свои деяния) обязан знать, что Аллаh Всевышний – Единственный Властвующий. Он создал всю вселенную: верхний мир и нижний мир, Аль-‘Арш и Аль-Курсий, небеса и земли, и все, что в них и между ними. Все созданное – под Его Могуществом. Ни одна малейшая частица не движется без Его Воли. И нет у Него никакого соучастника в Создавании, и нет у Него никакого сотоварища во Властвовании. Он – Живой и не нуждается ни в ком. Ему не присущи ни дремота, ни сон. Он знает обо всем. Ничто не скроется от Него ни на земле, ни на небе. Он знает обо всем, что на суше и в море, и о каждом падающем листе, и о каждом семени внутри земли, и обо всем влажном и сухом, – и все это записано в хранимой доске. Он знает о каждой вещи и ее количестве. Он – Делающий все, что хочет. Он Всемогущ создать, что хочет, и у Него Власть. Он Сущий Сам по Себе. Он Неповержимый и Сущий Вечно без конца. Он судит и Он создает. У Него наипрекраснейшие Имена. Нет препятствий в том, что Он создает. И нет препятствий Ему в том, что Он дает. Он делает в Своем Владении все, что хочет. Он правит Своими творениями как хочет. Он не надеется на вознаграждение и не боится наказания. Он никому ничем не обязан, и никто не осудит Его. Каждое благо – по Его Милости, и каждое наказание – по Его Справедливости. Его не спрашивают о том, что Он делает, а они будут спрошены. Он был до всего созданного. Ему не присущи ни «до», ни «после», ни «над», ни «под», ни «справа», ни «слева», ни «спереди», ни «сзади». Аллаhу не присуще быть целым или частью. И не говорится: «Когда Он был?» или «Где Он был?», или «Как Он выглядит?». Аллаh был Вечно и не было места. Он создал вселенную и установил время. Он не связан со временем и не занимает место. Не отвлекает Его одно дело от другого. Не постигает Его воображение и не охватывает разум. Не ограничивается Он умом, не представляется в мыслях и не воображается в иллюзиях. Не представляется Он в мыслях в какой-либо форме. Не постижим Он ни мыслями, ни иллюзиями. Нет ничего подобного Ему. Он – Всеслышащий и Всевидящий».
Просим у Аллаhа, чтобы Он дал нам пользу от содержания данного письма. Амин.