0%

https://nasledieprorokov.ru/wp-content/uploads/2022/10/internal-header-gigapixel-scaled.jpg

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд – один из почетнейших Сподвижников.  Передано в Хадисе от ‘Алькамаh, что еще до рождения ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, Пророк Мухаммад ﷺ назвал его ‘Абдуллаhом ибн Мас‘уд, мать которого звали Умм ‘Абид. Поэтому Ибн Мас‘уда также называли Ибн Умм ‘Абд.

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд был одним из тех, кто первым принял Ислам. Он был шестым из тех шести, которые стали мусульманами еще до того, как Пророк Мухаммад ﷺ вошел в местность Дар Аль-Аркам. Ат-Табараний и Аль-Баззар передали его слова: «Я – шестой мусульманин в общине Пророка Мухаммада ».

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд – благочестивый почетный Сподвижник и один из самых знающих Кур`ан Сахабов. Абу ‘Абдур-Рахман Ас-Сулямий, ‘Убайд ибн Фудайляh и другие люди узнали от него один из способов чтения Кур`ана.

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд был одним из самых знающих Сподвижников Пророка ﷺ, который передал от него очень много знаний. Имамы Аль-Бухарий и Муслим в своих сборниках передали от него 64 одинаковых Хадиса. Кроме того, в сборнике Аль-Бухарий передан еще 21 Хадис, а в сборнике Муслима – 35.

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд был смуглым худощавым человеком невысокого роста с тонкими голенями. Он был очень мудрым и милосердным. И он был одним из больших ученых.

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд был почетным Сподвижником и одним из самых знающих. Аллаh Всемогущий даровал ему любовь и стремление к знаниям с самого раннего возраста (как говорят у арабов – с того возраста, «пока еще ногти мягкие»).

Имам Ибн Аль-Джавзийй передал в книге «Сыфатус-сафваh», что ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд сказал: «Я попросил Пророка: “Научи меня”. Пророк Мухаммад сказал означающее: “Воистину, ты, юноша, будешь научен”. И я получил от Пророка Мухаммада 70 Сур Кур`ана из уст в уста».

Аз-Заhабий в книге «Ас-Сияр» («Жизнеописание известных благочестивых людей») передал, что Ибн Мас‘уд, рассказывал: «Мы с родственниками пошли в Мекку за товаром. Нам посоветовали обратиться к Аль-‘Аббасу ибн ‘Абдуль-Мутталибу и направили нас к источнику Зам-Зам. Мы встретили его и стали с ним разговаривать. В это время со стороны холма Сафа подошел человек в белых одеяниях. Лицо его было прекрасно, подобно луне в полнолуние. Справа от него шел юноша с красивым лицом, а за ним следовала женщина с полностью покрытым телом. Этот человек подошел к Черному камню, прикоснулся к нему и те, кто был рядом, тоже прикоснулись к нему, погладили его. Потом они совершили Таваф семь раз. Затем, когда дошел до Рукна, сказал: “Аллаhу Акбар!”, потом наклонился и сделал Руку‘а, затем совершил Суджуд, потом опять встал. Мы подошли к Аль-‘Аббасу и спросили его: “Кто это?” Он ответил: “Это сын моего брата – Мухаммад сын ‘Абдуллаhа. Юноша, который рядом с ним – это ‘Али ибн Абу Талиб. А женщина – это жена Мухаммада Хадиджа. Клянусь Аллаhом! На земле из всех, кого мы знаем, нет никаких других мусульман, кроме них троих”».

Об обширных знаниях ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уд говорили и великие Сподвижники, и их последователи – ат-таби‘ин, и другие ученые.

Однажды Имама ‘Али попросили рассказать о Сподвижниках. Он спросил: «О ком именно вы хотите узнать?» Они попросили рассказать об ‘Абдуллаhе ибн Мас‘уде. И тогда Имам ‘Али подтвердил, что ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд имеет глубокие знания Кур`ана и Хадисов.

Аз-Заhабий в книге «Ас-Сияр» передал, что Абу Муса Аль-Аш‘арий сказал Сподвижникам: «Не обращайтесь ко мне с религиозным вопросом, пока среди вас есть такой знаток (то есть ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд)».

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд был известен своей мудростью. Из его высказываний были следующие:

  • «Эта жизнь – путь к жизни следующей. Наши действия фиксируются. И смерть придет к нам внезапно. Кто совершал благие деяния – будет рад, кто совершал плохое – будет сожалеть. Каждый, что посеет, то и пожнет. Судьба не меняется. И тот, кто спешит добиться чего-либо, и тот, кто аккуратно медлит, чтобы не потерять то, что имеет – с ними будет только то, что Аллаh Предопределил. Если человек получил благо, – то Аллаh даровал ему это. Если человек был огражден от зла, – то это по Воле Аллаhа».
  • «Мало и достаточно – лучше, чем много и бесполезно. Сохраненный от наказания – лучше, чем власть имущий, совершающий грехи».
  • «Худшая просьба о прощении – перед смертью. Тяжелое сожаление – сожаление в Судный День. Отвратительное заблуждение – заблуждение после Веры. Самое большое богатство – Вера. Лучший запас – богобоязненность».
  • Ат-Табарий передал, что ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд, однажды поднявшись на холм Сафа сказал, обращаясь к своему языку: «Говори хорошее – победишь, замалчивай злое – будешь спасен. Я слышал, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: “Большинство ошибок людей – из-за языка”».
  • ‘Абдур-Рахман, сын ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, передал, что один человек подошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас‘уду и попросил дать ему короткий и емкий совет. Тогда ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд сказал ему: «Не придавай Богу сотоварища. В своей жизни всегда руководствуйся Кур`аном. Прислушивайся к мнению людей, если они правы, даже если эти люди не нравятся и не близки тебе. И не руководствуйся мнением людей, если они не правы, даже если нравятся и близки тебе».
  • ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд говорил людям: «Каждый из вас гость – в этой жизни. Все, что вы имеете, – имеете временно. Потом гость уходит и ничего не берет».

Аз-Заhабий передал от ‘Убайдуллаhа ибн ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, что ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд умер в 32 году hиджры в Медине и похоронен на кладбище Бакы‘а. Аз-Заhабий сказал, что Халиф ‘Усман ибн ‘Аффан посетил его перед смертью и спросил, что его беспокоит. ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд ответил: «Мои грехи». ‘Усман спросил: «Чего желаешь?» ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд ответил: «Милости Аллаhа».