Ответственность делать заключение по религиозному вопросу (иджтиhад)
Муджтаhидом – то есть человеком, который может выводить религиозное заключение на основании Кур`ана и Хадисов, – является тот, кто обладает следующими знаниями и качествами:
- знание Аятов и Хадисов, разъясняющих вопросы Фикhа;
- знание общих и специальных Законов;
- знание абсолютных и ограниченных (то есть связанных с каким-либо условием) Законов;
- знание отменяющих (насих) и отмененных (мансух) Законов;
- знание цепочки, по которой переданы Хадисы «атасам» (Хадисы, объясняющие вопросы Исламского законоведения), и биографии людей, которые их передали;
- знание Законов, единогласно принятых всеми муджтаhидами, и знание того, о чем они не договорились, опасаясь нарушения Законов, принятых единогласно ранее;
- владение на высоком уровне арабским языком, на котором говорили арабы во времена Пророка ﷺ и на котором был ниспослан Кур`ан;
- знание основ Веры;
- богобоязненность, благочестие и высокий уровень мышления;
- знание наизусть Аятов и Хадисов «ахкам».
В Хадисе-Мутаватир (достоверном Хадисе, переданном по многим цепочкам передач от многих сподвижников Пророка ﷺ) сказано: «Пусть будет сияющим лицо того, кто услышал мою речь и передал таким же образом, как слышал – без искажения религиозных заключений. Бывает, что человек, передающий Хадис, не может вывести из него религиозного заключения, и передает его тому, кто глубже понимает его и способен сделать религиозное заключение».
Этот Хадис означает, что некоторые люди могут только передать изречение Пророка ﷺ, но не могут вывести из него религиозное заключение. Пророк ﷺ отметил, что его сподвижники делятся на две группы: те, кто не может вывести религиозное заключение, – таких людей большинство; и те, кто понимает изречение и может вывести из него религиозное заключение, – таких людей единицы.
Один из грехов языка – это давать религиозное заключение (фатва) без знаний в этом вопросе.
Если человек не знает какой-либо религиозный вопрос, он должен, не стесняясь, спросить у того, кто может дать правильный ответ. Исламские ученые говорили: «Лечение невежества – вопрос». Человек, который не знает или не уверен в ответе на вопрос, должен сказать: «Я не знаю!», а не придумывать ответ, руководствуясь своим мнением, так как это может привести к заблуждению.
Передано от Абу Давуда, что у одного мужчины на голове была глубокая рана, и он находился в состоянии джунуба, и в то время была холодная ночь. Он спросил окружающих о том, что ему делать. Ему ответили, чтобы он совершил гусль (полное ритуальное омовение). Этот человек искупался и умер. Об этом случае сообщили Пророку Мухаммаду ﷺ, и он сказал: «Они убили его. Пусть Аллаh покарает их». Согласно Шари‘ату этому больному дозволялось совершить вместо гусля ритуальное очищение песком – таяммум, однако, окружавшие его люди по незнанию велели ему сделать полное омовение, что привело его к смерти.
Правило таково: давать ответ на религиозный вопрос без знания – запрещено (харам).