Толкование Суры «Аль-Фаляк»
Сура «Аль-Фаляк» – мекканская Сура, а по мнению некоторых ученых – мединская.
Передали Имамы Муслим, Ат-Тирмизий и Ахмад, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Мне ниспосланы Аяты, подобно которым я не видел. Это – «аль-му‘аввизатайн» (то есть две Суры защиты «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас»)».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
1 ﴾ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلْفَلَقِ ﴿
2 ﴾ مِن شَرِّ مَا خَلَقَ ﴿
3 ﴾ وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ ﴿
4 ﴾ وَمِن شَرِّ ٱلنَّفَّـٰثَـٰتِ فِى ٱلْعُقَدِ ﴿
5 ﴾ وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ ﴿
Толкование
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
«С Именем Аллаhа – Милостивого для всех на этом свете и Милостивого только для верующих на Том Свете».
1 ﴾ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلْفَلَقِ ﴿
«Скажи (О, Мухаммад): “Прибегаю к защите Господа рассвета”»
2 ﴾ مِن شَرِّ مَا خَلَقَ ﴿
«“От зла того, что Он сотворил (от зла всякого обладателя зла, созданного Аллаhом)”».
Имам Аль-Бухарий упомянул этот Аят в разделе «Предопределение» своего сборника, что является указанием на опровержение тех, кто полагает, что раб Аллаhа сам создает свои действия. Так как если бы зло, от которого велено просить защиты у Аллаhа, было создано совершающим его, то в просьбе о защите у Аллаhа не было бы смысла. Ведь бессмыслено просить защиты у того, кто не в состоянии устранить то, от чего просят защитить, как указал на это Ибн Хаджар.
3 ﴾ وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ ﴿
«“И от зла ночи, когда (ее мрак) наступает”».
Так как ночью выходят хищники из своего логова, вредоносные насекомые и распространяются приверженцы зла ради забавы и совершения грехов. После захода солнца также желательно забирать детей с улицы, так как в это время на земле распространяется нечисть.
4 ﴾ وَمِن شَرِّ ٱلنَّفَّـٰثَـٰتِ فِى ٱلْعُقَدِ ﴿
«“И от зла (колдуний во время колдовства) поплевывающих на узлы (завязанные на веревках)”».
5 ﴾ وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ ﴿
«“И от зла завистника, когда он завидует (то есть когда проявляется его зависть и он наносит вред словами или действием)”».
Если же завистник таит зависть в сердце, то это вредит лишь ему самому из-за его огорчения к чужим благам. Известно, что самый первый грех, совершённый в Раю, – это зависть Иблиса к Адаму, а первый грех на земле – это зависть Кабиля к hабилю.