Толкование Суры «Аль-Ихляс»
Сура «Аль-Ихляс» – мекканская Сура, а по мнению некоторых ученых – мединская.
Передано, что к Пророку Мухаммаду ﷺ пришли неверующие и сказали ему: «Опиши своего Господа». Этот вопрос был задан ими не с целью получить знания, а с целью издевательства. В ответ им Пророку ﷺ была ниспослана Сура «Аль-Ихляс».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
1 ﴾ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴿
2 ﴾ اللَّهُ الصَّمَدُ ﴿
3 ﴾ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴿
4 ﴾ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴿
Толкование
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
«С Именем Аллаhа – Милостивого для всех на этом свете и Милостивого только для верующих на Том Свете».
1 ﴾ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴿
«Скажи (О, Мухаммад): “Он – Аллаh, Единый Бог и Единственный Создатель. И нет у Него соучастников”».
Бог неделим, так как не является телом. Он не состоит из частиц и не имеет объема. Ничто не является Его частью, и Он не является частью чего-либо. Поэтому Бог не подобен телам – осязаемым (как дерево, камень, человек) и неосязаемым (как воздух, свет, Ангелы). Аллаh – Единственный Создатель, и нет у Него соучастника абсолютно ни в чем: ни в Сущности, ни в Создавании, ни в Атрибутах.
2 ﴾ اللَّهُ الصَّمَدُ ﴿
«“Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем – все нуждаются в Его Милости”».
Нужда – это то, без удовлетворения чего невозможно или сложно существовать, и это является слабостью, что не присуще Господу миров. Аллаh существует, не нуждаясь в Своих творениях, а все созданное нуждается в Нем каждое мгновение. Всемогущий Создатель не зависит ни от чего. К Нему обращаются при различных трудностях, и Он не извлекает для Себя пользу от Своих творений и не ограждает ими вред от Себя.
3 ﴾ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴿
«“Он не родил – не имеет детей, не рожден – не имеет ни отца, ни матери”».
Не присущи Создателю человеческие свойства, отделение или вселение во что-либо.
4 ﴾ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴿
«“Нет ни равного, ни подобного Ему”».
Аллаh превыше всех недостатков и абсолютно никак не подобен никому и ничему из созданных. Он не занимает место в пространстве, не пребывает в каком-либо направлении, не имеет внешнего вида. Невозможно сравнить Создателя с кем-то или чем-то, потому что не существует ничего, что могло бы быть похожим на Него хоть как-то или чем-то. Все, что человек может себе представить, – Всемогущий Аллаh на это не похож.