Толкование Суры «Аль-Ихляс»
Мекканская Сура, по мнению некоторых ученых – мединская. Передано, что к Пророку Мухаммаду ﷺ пришли неверующие и сказали ему: «Опиши своего Господа». Этот вопрос был задан ими не с целью получить знания, а с целью издевательства. В ответ им Пророку ﷺ была ниспослана Сура «Аль-Ихляс». После чего, Пророк Мухаммад ﷺ сказал в конце (значение): «Это Мой Господь!»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
1 ﴾ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴿
2 ﴾ اللَّهُ الصَّمَدُ ﴿
3 ﴾ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴿
4 ﴾ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴿
Толкование
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
«Я начинаю с Именем Аллаhа – Милостивого для всех на этом свете, и Милостивого только для верующих на Том Свете».
1 ﴾ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ ﴿
«Скажи (О, Мухаммад!): “Он – Аллаh, Единый Бог и Единственный Создатель. И нет у Него соучастников».
Бог неделим, так как не является телом или объектом. Бог – не тело из числа осязаемых (как дерево, камень, человек) и не из числа неосязаемых (как воздух, свет, Ангелы и тому подобное).
2 ﴾ اللَّهُ الصَّمَدُ ﴿
«Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем – все нуждаются в Его Милости».
Нужда – это слабость, что не присуще Господу миров. Поэтоу Бог видит, не нуждаясь в глазах; слышит, не нуждаясь в ушах; знает, не нуждаясь в учителе; существует, не нуждаясь в месте, теле, душе и других созданиях. Он создает все, что хочет, не нуждаясь в соучастнике. Бог говорит, не нуждаясь в органах речи. Речь Бога – это не буквы, не звуки и не какой-либо язык.
3 ﴾ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ﴿
«Он не родил – не имеет детей, не рожден – не имеет ни отца, ни матери».
Бог не состоит из частиц и ничто не является Его частью, и Он не является частью чего-либо.
4 ﴾ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴿
«Нет ни равного, ни подобного Ему”».
Бог не подобен ни одному из Своих творений (ни человеку, ни Ангелу, ни джинну, ни животным, ни свету, ни темноте). Он не занимает место в пространстве и не прибывает в каком-либо направлении. Он не устает, не спит, не дремлет. Не говорится: «Где?» по отношению к Тому, Кто создал место (небеса, земли, Рай, ад, Аль-‘Арш) и до создания места существовал без места. И не говорится: «Какой он (Какой у него образ)?» по отношению к Тому, Кто создал образ и до создания образа существовал без образа.
Все, что человек может себе представить, – Всемогущий Аллаh на это не похож.