0%

https://nasledieprorokov.ru/wp-content/uploads/2022/10/internal-header-gigapixel-scaled.jpg

Речь Бога

Речь Бога

К сожалению, немало людей допускали и допускают ошибки в понимании вопроса Речи Аллаhа.

Среди распространенных заблуждений в этом вопросе – это уподобление Речи Бога речи созданных. Так, некоторые люди неверно понимают значение выражения «Речь Бога» («Речь Аллаhа»), считая, что Бог говорит как созданные на арабском языке, произнося буквы и звуки, и что сам арабский текст Кур`ана является Речью Бога.

На самом деле, выражение «Речь Бога» имеет два совершенно разных значения, отличающихся друг от друга. И поэтому нельзя путать эти значения между собой или объединять их в одно целое.

  • Первое значение выражения «Речь Аллаhа» это Вечный Атрибут Бога «Речь».

Одно из значений выражения «Речь Аллаhа» – это Вечный Атрибут (Сыфат) Аллаhа, Который не подобен речи созданных.

Речь Создателя Вечная без начала, как и все Его Атрибуты. Его Речь не начинается, не прерывается, не заканчивается. Речь Бога – это ни буквы, ни звуки, ни шум, ни голос, ни арабский или какой-либо другой язык. Его Речь абсолютно не похожа на речь созданных. И Аллаh не нуждается в органах речи или в каких-то приспособлениях. А мы, созданные, говорим на разных языках, произнося различные звуки и буквы при помощи органов речи.

Из ложного убеждения, что Аллаh говорит написанными в Кур`ане словами и буквами, вытекает противоречие Аятам Кур`ана, запрещающим уподоблять Аллаhа созданным. Как например, сказано в Суре «Ан-Нахль», Аяте 74:

فَلَا تَضْرِبُوا لِلَّهِ الْأَمْثَالَ

Это означает: «Не уподобляйте Аллаhа созданным».

Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-Фикh Аль-Абсат», объясняя тему о Вечном Атрибуте Аллаhа «Речь», написал:

وَيَتَكَلَّمُ لا كَكَلامِنَا. نَحْنُ نَتَكَلَّمُ بِِالآلاتِ مِنَ الْمَخَارِجِ وَالْحُرُوفِ, وَاللهُ مُتَكَلِّمٌ بِلا ءَالَةٍ وَلا حَرْفٍ, فَصِفَاتُهُ غَيْرُ مَخْلُوقَةٍ وَلا مُحْدَثَةٍ, وَالتَّغَيُّرُ وَالاخْتِلافُ فِي الأَحْوَالِ يَحْدُثُ فِي الْمَخْلُوقِينَ, وَمَنْ قَالَ إِنَّهَا مُحْدَثَةٌ أَوْ مَخْلُوقَةٌ أَوْ تَوَقَّفَ فِيهَا أَوْ شَكَّ فِيهَا فَهُوَ كَافِرٌ

Это означает: «Аллаhу присущ Атрибут Речь, но Его Речь не подобна нашей речи. Мы говорим при помощи органов речи, произнося различные звуки и буквы. Аллаh говорит, однако Его Речь не похожа на нашу речь: Его Речь не имеет ни начала, ни конца, она не прерывается, потому что Аллаhу не присущи органы речи, и Он не произносит буквы или звуки. Сыфаты (Атрибуты) Аллаhа не созданы, не произошли: они Вечны без начала. Изменение и перемена состояния бывают у созданных. Кто говорит, что Сыфаты Аллаhа появились после небытия, или что они созданы, также тот, кто воздерживается от подтверждения убеждения о Вечности Сыфатов Аллаhа или же имеет сомнение в этом вопросе, тот –заблудший».

  • Второе значение выражения «Речь Аллаhа» это Священное Писание, ниспосланное Пророку ﷺ.

Другое значение выражения «Речь Аллаhа» – это текст Кур`ана, ниспосланный Пророку Мухаммаду ﷺ.

Аллаh ниспосылал нам Священные Писания, в которых заключался смысл того, что Он хотел дать нам знать согласно нашему пониманию. И так как Священные Писания ниспосылались Пророкам на языках народов, к которым они приходили, а последний из Пророков араб по происхождению, то поэтому и последнее из Священных Писаний было ниспослано на арабском языке.

Кур`ан – это книга и это не сама Вечная Речь Аллаhа. Кур`ан указывает на Вечную Речь Аллаhа Всевышнего.

Когда мы говорим на арабском или на русском: «Кур`ан – это Речь Аллаhа», «Аллаh Сказал в Кур`ане», – а затем зачитываем текст, то это не означает, что написанное со сказанным нами это и есть Сама Речь Аллаhа, а, напротив, – это выражение смысла того, что Аллаh хотел дать нам знать. Пример для понимания: если написать на доске мелом Имя Бога «Аллаh» – то это же не значит, что эта надпись и есть Сам Создатель вселенной, Которому мы поклоняемся, а, напротив, – эта надпись указывает на то, что есть Создатель вселенной.

Таким образом, мусульмане убеждены, что Создателю присуща Вечная Речь, не подобная речи созданных. А те, кто уподобляют Речь Бога речи созданных, находятся в заблуждении и противоречат своими убеждениями сказанному в Кур`ане (Сура «Аш-Шура», Аят 11):

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ

Это означает: «Нет абсолютно ничего подобного Ему (Аллаhу)».