Толкование Суры «Ан-Нас»
Сура «Ан-Нас» – мекканская Сура, а по мнению некоторых ученых – мединская.
Передали Имамы Муслим, Ат-Тирмизий и Ахмад, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Мне ниспосланы Аяты, подобно которым я не видел. Это – «аль-му‘аввизатайн» (то есть две Суры защиты «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас»)».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
1 ﴾ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسِ ﴿
2 ﴾ مَلِكِ ٱلنَّاسِ ﴿
3 ﴾ إِلَـٰهِ ٱلنَّاسِ ﴿
4 ﴾ مِن شَرِّ ٱلْوَسْوَاسِ ٱلْخَنَّاسِ ﴿
5 ﴾ ٱلَّذِى يُوَسْوِسُ فِى صُدُورِ ٱلنَّاسِ ﴿
6 ﴾ مِنَ ٱلْجِنَّةِ وَٱلنَّاسِ ﴿
Толкование
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
«С Именем Аллаhа – Милостивого для всех на этом свете и Милостивого только для верующих на Том Свете».
1 ﴾ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسِ ﴿
«Скажи (О, Мухаммад): “Прибегаю к защите Господа людей”»
Аль-‘Изз ибн ‘Абдис-Салям сказал: «Аллаh велел прибегать к Его защите от их зла, значит именно Он сохраняет нас от него».
2 ﴾ مَلِكِ ٱلنَّاسِ ﴿
«“Властелина людей”»
Аллаh властен над людьми и делает с ними то, что хочет. Он возвышает кого хочет и унижает кого хочет.
3 ﴾ إِلَـٰهِ ٱلنَّاسِ ﴿
«“Бога людей”»
Аллаh – Единственный достойный поклонения, и никто, кроме Него, не достоин поклонения. И никого, кроме Него, нельзя называть Богом.
4 ﴾ مِن شَرِّ ٱلْوَسْوَاسِ ٱلْخَنَّاسِ ﴿
«“От зла искусителя отступающего (при поминании Аллаhа)”»
Аллаh велел просить защиты у Него от дьявола, искушающего людей.
5 ﴾ ٱلَّذِى يُوَسْوِسُ فِى صُدُورِ ٱلنَّاسِ ﴿
«“Который искушает (посылая искушения в) сердца людей (призывая быть послушными ему)”»
Передал Муслим от Суфьяна, что Посланник Аллаhа ﷺ сообщил, что у каждого есть сопроводитель из джиннов и сопроводитель из Ангелов. И тогда Сподвижники спросили: «И у тебя, о, Посланник Аллаhа?». На что он ответил: «И у меня, за исключением того, что с помощью Аллаhа он (джинн) принял Ислам и советует мне только благое».
Следует отметить, что шайтан не может вселиться в тело кого-либо из Пророков. Аллаh защитил их всех от подобного, и шайтаны не имеют власти над ними. Сказал Кадый ‘Ийяд: «Знай, что община Пророка едина в том, что Пророк защищен от шайтана, который не может взять верх ни над его телом, ни над его мыслями». Также он сказал: «Община едина в том, что Пророк не ошибался в передаче чего-либо от Аллаhа ни намеренно, ни по забывчивости или ошибке». И недопустимо думать, что Пророк ﷺ стал одержим и бредил, говоря то, чего не понимал, или ему мерещилось то, чего нет на самом деле. Аллаh сохранил Своего Пророка ﷺ от подобного.
6 ﴾ مِنَ ٱلْجِنَّةِ وَٱلنَّاسِ ﴿
«“(Будь этот искуситель) из числа джиннов или людей”».
Искушающий сердца людей может быть как из числа джиннов, так и из числа людей, которые побуждают к греховному.