0%

https://nasledieprorokov.ru/wp-content/uploads/2022/10/internal-header-gigapixel-scaled.jpg

Высокомерие – болезнь сердца

Высокомерие – болезнь сердца

Сказано в Священном Кур`ане в Суре «Аль-Исра`», Аятах 36-38:

وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّكَ لَنْ تَخْرِقَ الْأَرْضَ وَلَنْ تَبْلُغَ الْجِبَالَ طُولًا

كُلُّ ذَٰلِكَ كَانَ سَيِّئُهُ عِنْدَ رَبِّكَ مَكْرُوهًا

Это означает: «Не говори и не делай того, о чем ты не имеешь знаний. Воистину, в Судный День каждый будет отвечать за то, как он поступал: что он слушал, куда смотрел, что было в его сердце. И не ходи по земле горделиво и высокомерно – чтобы ты ни делал, ты не разверзнешь землю своим твердым шагом и не достигнешь гор высотой. Все это – из дурных деяний, запрещенных Аллаhом. Он не одобряет этого».

В этих Аятах разъясняется, что человек будет отвечать за свой слух (за то, что он слушал), будет отвечать за свой взгляд (за то, на что он смотрел), будет отвечать за свое сердце (за то, какие убеждения он имел и какие решения принимал), а также он будет отвечать и за остальные части своего тела (за то, как он использовал их).

Сердце – это повелитель частей тела. И то, как человек поступает своими органами, – это и является выражением того, что содержится в его сердце. Если сердце здорово – то и остальные части тела здоровые, а если сердце испорчено – то и другие части тела испорчены (совершают скверное). А сердце не может быть здоровым, если в нем есть болезни, которые необходимо лечить.

Одна из болезней, что порой поражает сердце человека, – это высокомерие, гордыня. Как раз об этом и сказано в вышеупомянутых Аятах Священного Кур`ана.

Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:

الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ وَغَمْطُ النَّاسِ

Это означает: «Высокомерие – это отрицание (непринятие) истины и унижение людей».

Высокомерные люди бывают двух видов. Одни – это те, кто, заведомо зная, отрицают и не воспринимают слова истины, сказанные ему тем человеком, который младше его по возрасту или ниже по социальному положению. Такие люди не воспринимают истину, не хотят признать свою неправоту из-за того, что делающий им замечания младше или менее влиятельный.

Нам известна история фараона и что его погубило. Его погубило высокомерие. Ведь он видел много чудес Пророка Мусы, мир ему, но не уверовал в него. Визирь фараона по имени hаман сказал ему: «Если ты уверуешь в Мусу, то станешь поклоняющимся, тогда как сейчас поклоняются тебе».

Абу Ляhаб и другие вожди племени Курайш видели чудеса Пророка Мухаммада ﷺ, слышали Священный Кур`ан (и они даже признали, что не знают ничего подобного ни в стихах, ни в прозе), но они не уверовали, ведь их также погубило высокомерие.

Второй вид высокомерных людей – это те, кто считают, что они особенные перед другими людьми и что они имеют преимущество перед ними. Они гордятся собой, проявляют самодовольство, забывая при этом, что все, что они имеют, – даровано Аллаhом. Они возвышают себя над другими рабами Аллаhа, унижают их, презирают, пренебрежительно относятся к другим из-за того, что те занимают ниже положение в обществе, или из-за того, что они менее богаты или не такие влиятельные.

Сказано в Священном Кур`ане, что мудрый Лукман наставлял своего сына такими словами:

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

Это означает: «Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллаh не любит надменных гордецов!».

Дорогие единоверцы, знайте, что Аллаh Всевышний запретил проявлять высокомерие над Его рабами. Вспомните, как завершил свою жизнь фараон, который имел большую власть, а в его подчинении было огромное количество людей: он утонул и его не спасли ни его положение, ни власть над людьми.

Тот из нас, кто контролирует свое сердце, знает, что если он имеет какие-то особенности, отличающие его от других, – то Аллаh Своей Милостью даровал ему это по Своей Воле. Пусть он благодарит Аллаhа за то, что Создатель даровал ему такую милость. И пусть он будет добрым и сострадательным к тем, у кого меньше способностей и возможностей, чем у него. И пусть он будет скромным и не высокомерным, не заносчивым и не горделивым. Так как скромность – это один из лучших видов поклонения и выражения покорности Аллаhу.