Ритуалы, связанные с рождением ребенка
В Исламе есть особые ритуалы, связанные с рождением ребенка. Каждый из них заключает в себе мудрость и становится причиной определенного блага. В этой статье мы рассмотрим Сунны, которые рекомендуется совершать после рождения ребенка.
- Чтение Азана и Икамата в уши новорожденного
Сразу же после рождения ребенка является желательным произнести в правое ухо новорожденного текст Азана, а затем в левое ухо – текст Икамата. Лучше, если это сделает благочестивый человек, однако это может сделать и мать ребенка.
Аль-Хаким передал о том, что Абу Рафи‘а рассказал: «Я видел, что Посланник Аллаhа ﷺ читал Азан в ухо Аль-Хасана сына ‘Али, когда родила его Фатыма».
Также Имам Аль-Байhакый передал Хадис от Аль-Хасана сына ‘Али, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если рождается ребенок и ему читают в правое ухо Азан, а в левое – Икамат, то такой ребенок будет огражден от джинна Ум Ас-Субият (джинна, который сопровождает ребенка и может наносить ему вред)». Этот ритуал заключает в себе особое благо, так как текст Азана содержит сведения о Единобожии и о Послании Пророка Мухаммада ﷺ, а также оповещает о необходимости выполнения молитвы. Таким образом, одно из первых, что слышит новорожденный, – это призыв к Религии Ислам.
- Ат-Тахник
Ат-Тахник – это протирание мякотью финика (или чем-либо другим сладким) ротовой полости новорожденного. Делается это с пожеланием и надеждой, чтобы у ребенка была благополучная жизнь.
Этот ритуал выполняется следующим образом: нужно пережевать финик, а затем этим протереть десны ребенка и дать ему это проглотить. Желательно, чтобы это сделал благочестивый человек.
Рекомендуется совершить это в первые дни жизни ребенка, а еще лучше, если эта сладость будет первым, что попадет в желудок новорожденного.
Передано в сборниках изречений Имамов Аль-Бухария и Муслима со стороны Абу Бурда, который передал от Абу Муса, что он сказал: «Когда родился у меня ребенок, я пришел с ним к Пророку ﷺ, который дал ему имя Ибраhим и протер его десны фиником». И добавил Имам Аль-Бухарий о том, что Пророк ﷺ прочитал ребенку Ду‘а для благословения и затем отдал его отцу.
Также передается от Анаса ибн Малика, что когда у Абу Тальхи родился ребенок, он отправился с ним к Пророку ﷺ и взял с собой финики. Приняв гостя, Пророк ﷺ спросил, взял ли он с собой что-либо еще. Абу Тальха сказал ему о финиках. И тогда Посланник Аллаhа ﷺ взял эти финики, разжевал их и положил в рот новорожденному, а затем дал ему имя ‘Абдуллаh. В Хадисе, переданном со стороны Асмы (сестры ‘Айшы), говорится, что она забеременела будущим ‘Абдуллаhом бин Аз-Зубейром, находясь в Мекке. Затем в период hиджры она переехала в Медину. Она остановилась в местности Куба, где и родила сына. После этого она сама пошла к Пророку ﷺ и положила дитя ему на колени. Тогда Пророк ﷺ попросил финики, разжевал их и положил в рот ребенка, протер ему десну и читал Ду‘а о благословении.
- Аль-‘Акыка
Аль-‘Акыка – это жертвоприношение по случаю рождения ребенка. Является Сунной делать это на седьмой день после рождения ребенка.
В Хадисе Посланника Аллаhа ﷺ сказано: «На седьмой день совершается ‘Акыка, дается имя ребенку и сбриваются волосы с его головы». Передал Хадис Имам Ат-Тирмизий.
Имам Ахмад объяснял мудрость этого ритуала следующим образом: новорожденный не будет делать Шафа‘ат (Заступничество) в Судный День за родителей, если они не сделали за него ‘Акыка.
Является Сунной резать двух баранов за новорожденного мальчика и одного барана – если родилась девочка. Это подтверждается Хадисом, переданным от ‘Айшы, где сказано: «Пророк велел, чтобы мы резали за новорожденного мальчика двух баранов, а за девочку – одного барана». Передал это изречение Имам Ахмад. Однако также считается правильным, если за мальчика зарезали одного барана вместо двух, как это сделал сам Пророк ﷺ при рождении Аль-Хасана и Аль-Хусейна. При этом условия и требования к животным для ‘Акыки такие же, как и для Курбана.
Является желательным раздать мясо ‘Акыки, а также готовить из этого мяса еду и угощать ею других. При этом не рекомендуется разбивать кости этого животного, а следует их отделять. При приготовлении блюд из мяса ‘Акыки также не следует использовать ноги барашка, так как рекомендуется отдать их женщине, принимавшей роды. Именно так сделала Фатыма по повелению Пророка ﷺ. В Хадисе переданном от Абу Давуда рассказывается о том, что Пророк ﷺ после совершения ‘Акыки, которую организовала Фатыма после своих родов, сказал отправить ножки зарезанного животного женщине, принявшей роды, а также, чтобы ели мясо ‘Акыки и кормили им других, не разбивая при этом костей.
- Бритье головы и выделение Садака
Является Сунной на седьмой день после рождения побрить голову ребенка, а затем определить вес сбритых волос и в соответствии с этим весом выдать Садака золотом или серебром. Передается, что Пророк ﷺ сказал так сделать своей дочери Фатыме: «Взвесь волосы Хусейна и в соответствии с этим весом дай Садака серебром». Передал это Имам Аль-Хаким.
Мудрость бритья головы заключается в том, чтобы убрать слабые волосы, которые позже будут заменены более сильными волосами. Во времена джаhилии (эпоху язычества) голову ребенка обмазывали кровью ‘Акыки, но Пророк ﷺ запретил совершать подобное и вместо этого велел совершать действия, которые будут приносить пользу как ребенку, так и его родителям.