Особенности дня ‘Ашура
День ‘Ашура – 10-ый день месяца Мухаррам лунного календаря. Этот месяц отличается тем, что в нем есть дни, когда желательно (Сунна) соблюдать Пост. Наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ учил нас, что Пост этого месяца имеет особенность, и он сказал, что это лучший Пост после Поста месяца Рамадан.
Пророк Мухаммад ﷺ призывал своих последователей соблюдать Пост в этот день, рассказывая о преимуществах и пользе этого благодеяния (значение): «Тому, кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, прощаются грехи прошлого года». Этот Хадис передал Имам Муслим.
Историю о том, как мы узнали, что соблюдение Поста в этот день желательно, передал Ибн ‘Аббас по достоверной цепочке:
قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ فَوَجَدَ الْيَهُودَ يَصُومُونَ يَوْمَ عَاشُورَاء فَسُئِلُواْ عَنْ ذَلِكَ فَقَالُواْ: هَذَا الْيَوْم أَظْهَرَ اللَّهُ فِيهِ مُوسَى وَبَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى فِرْعَوْنَ فَنَحْنُ نَصُومُهُ تَعْظِيمًا لَهُ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: نَحْنُ أَوْلَى بِمُوسَى مِنْكُمْ.
Это означает: «Посланник Аллаhа, мир ему, приехал в Медину и увидел иудеев, которые в день ‘Ашура держали Пост. Когда их спросили об этом, они дали такой ответ: “В этот день Бог дал спасение Моисею и потомкам Исраиля (Я‘куба), поэтому мы постимся, возвеличивая его!” Тогда Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: “Мы больше любим Пророка Мусу, мы ближе к нему, чем вы!”». Тогда Пророк Мухаммад ﷺ призвал мусульман соблюдать Пост этого дня.
Пророк ﷺ указал, что мусульмане ближе к Пророку Мусе, чем иудеи, потому что Моисей, как и все Пророки, мир им, призывал людей к Исламу и был мусульманином.
Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является Фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая свое мнение изречением Пророка Мухаммада ﷺ:
إِنَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ وَلَمْ يَكْتُبِ اللَّهُ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ فَمَنْ شَاءَ فَلْيَصُمْ وَمَنْ شَاءَ فَلْيُفْطِرْ
Это означает: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура. Кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает». Этот Хадис передали Имамы Аль-Бухарий и Муслим.
Также является Сунной держать Пост 9-го числа месяца Мухаррам. Это следует со слов Пророка Мухаммада ﷺ:
لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ
Это означает: «Если Аллаh даст дожить мне до следующего года, то я буду держать Пост 9-го числа месяца Мухаррам». Это изречение передал Имам Муслим. Как известно, Посланник Аллаhа ﷺ умер до наступления следующего года.
Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста 9-го и 10-го числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы не быть подобными иудеям, которые держат Пост только 10-го числа. По мнению некоторых исламских ученых можно держать Пост также и 11-го числа.
Как провести день ‘Ашура? Как и любой другой день: в состоянии богобоязненности, выполняя как можно больше добрых дел ради Аллаhа.
Также есть еще одна особенность у дня ‘Ашура. В день ‘Ашура кроме соблюдения Сунна Поста, желательно быть особенно щедрым к своей семье. Передан Хадис Посланника Аллаhа ﷺ:
مَنْ وَسَّعَ عَلَى أَهْلِهِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَسَّعَ اللهُ عَلَيْهِ سَائِرَ سَنَتِهِ
Это означает: «Тому, кто щедро относился к своей семье в день ‘Ашура, Аллаh в течение всего года дарует облегчение в вопросах ризка».
А если человек не держит Пост в день ‘Ашура, он может угостить того, кто постился, на ифтаре.
Некоторые ученые передали, что в день ‘Ашура можно прочесть особый Зикр, который читается 70 раз:
حَسْبِيَ الله وَنِعْمَ الْوَكِيلِ
نِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرِ
Транскрипция:
Хьасбияллааhу уа ни‘мальуакииль, Ни‘мальмауляя уа ни‘маннасъыыр.
Не забывайте проверять ваше произношение с учителем, чтобы избежать ошибок и искажений.
Также нужно учесть, что время дня ‘Ашура – из тех благословенных времен, когда есть большая вероятность принятия Богом Ду‘а.
Дорогие мусульмане, особенно усердствуйте в поклонении и совершении благих поступков в этот день.
Также напоминаем вам, что при наличии долгов за обязательный Пост по неуважительной причине, верующий обязан сначала отдать эти долги, и только потом он может соблюдать Сунна Пост. Поэтому тот, у кого есть долги за Пост, накопленные без уважительной причины по Шари‘ату, должен отдавать эти долги.