Зависть – первый совершённый грех
Человеку, желающему духовно развиваться, несомненно, следует работать над собой и очищать свое сердце от устремлений, несоответствующих культуре Ислама. Одно из таких качеств, которых человеку следует остерегаться, – это зависть.
Зависть – это невыносимое чувство досады из-за благ, которые есть у другого верующего, вместе с желанием чтобы он утратил эти блага.
Чувство зависти нередко приводит к грехам, проблемам в отношениях между людьми и тяжести на сердце. Завистливый человек испытывает раздражение и чувство недовольства из-за сравнения себя с другими людьми, завидуя их благам. Сказано в Священном Кур`ане с порицанием о проявляющих зависть в Суре «Ан-Ниса`», Аяте 54:
أَمْ يَحْسُدُونَ ٱلنَّاسَ عَلَىٰ مَآ ءَاتَىٰهُمُ ٱللَّهُ مِن فَضْلِهِ
Это означает: «Или же они завидуют людям из-за того, что Аллаh даровал им блага».
Греховной является зависть тогда, когда она сопровождается действиями чтобы навредить обладателю блага (будь то поступком или словом) или намерением совершить эти действия. Если человек испытывает неприязнь к мирским благам другого мусульманина, желая, чтобы он утратил их, и действует вследствие этого, чтобы навредить ему (или же принял решение об этом), – то он попадает в грех и за свою зависть, и за свои действия (или намерение совершить их). А если человек пожелал, чтобы другой лишился необходимых благ, связанных с Религией (как необходимых религиозных знаний или выполнения обязательных молитв), то он попадает в грех, даже если не предпринял для этого соответствующих действий.
Сказал Имам Аль-Газалий в своей книге «Бидаятуль-hидая» в разделе о грехах сердца:
والحسود: هو الذي يَشُقُّ عليه إنعامُ الله سبحانَهُ من خزانة قدرته على عبد من عباده بمالٍ أو عِلْمٍ أو محبةٍ في قلوب الناس، أو حظٍّ من الحظوظ، حتى إنه لَيُحِبُّ زوالَها عنه، وإن لم تحصل له.. فهذا منتهى الخُبثِ، ولذلك قال رسول الله ﷺ: الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النارُ الحطب. والحسود: هو المُعَذِّبُ لا يُرحم، ولا يزال في عذاب دائم، فإن الدنيا لا تخلو قطُّ عن خلقٍ كثيرٍ من أقرانه ومعارفه ممن أنعم الله عليهم بعلمٍ أو مال أو جاه، فلا يزال في عذابٍ دائمٍ في الدنيا إلى موته، ولعذاب الآخرة أشَدُّ وأكبر
Это означает: «Завистник – это тот, которому бывает тяжело (невыносимо), когда видит, как Аллаh по Своему Могуществу дает одному рабу из Своих рабов богатство или знания, или уважение среди людей, или какую-то долю в этом мире, – да так (тяжело и невыносимо), что он желает, чтобы эти блага исчезли у него, даже если сам не получит их. И это предел отвратительности зависти. Поэтому сказал Посланник Аллаhа ﷺ: “Зависть поедает благие деяния (завистника) подобно тому, как огонь сжигает дрова”.
Завистник – это тот, который страдает и лишен милости Аллаhа, и находится всегда в мучении. И от его зависти не спасутся его знакомые и многие другие люди, которым Аллаh даровал знания или богатство, или должность. Он не перестает мучиться от этого, пока не умрет. Но, однако, мучений Судного Дня больше и они сильнее».
Зависть – это первый совершённый грех. И совершил его праотец всех джиннов Иблис, которого раньше звали ‘Азазиль.
Когда был создан Адам, Аллаh повелел Ангелам совершить земной поклон первому человеку в знак приветствия. Это не было поклонением Адаму. Согласно Шари‘атам предыдущих Пророков совершение земного поклона человеку в качестве приветствия было разрешено (но это запрещено в Шари‘ате Пророка Мухаммада ﷺ). Повеление сделать земной поклон Адаму также касалось верующего джинна, которого звали ‘Азазиль. Но он не послушался, а, напротив, – возгордился и отказался. Об этом сказано в Курˋане в Суре «Аль-А‘раф», Аяте 12:
أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ
Это означает: «(Иблис сказал:) “Я – лучше Адама. Ты создал меня из огня, а его – из глины (а огонь лучше глины)”».
Так ‘Азазиль отступил от Веры, выразив протест, и стал называться Иблисом. Причиной этому стала зависть. Иблис видел, как Ангелы по Повелению Аллаhа приветствуют земным поклоном первого человека, и он завидовал тому, что Аллаh дал Адаму прекрасную внешность, знание всех языков и названий всех вещей. Эта история показывает, к каким тяжелым последствиям порой может привести чувство зависти.
Сказал Хафиз Ибн Хиббан:
الحسد من أخلاق اللئام، وتركه من أفعال الكرام، ولكلِّ حريقٍ مطفئٌ، ونار الحسد لا تطفأ، ومن الحسد يتولد الحقد، والحقد أصل الشرِّ، ومن أضمر الشرَّ في قلبه أنبت له نباتا مُرّا مذاقه، نماؤه الغيظُ وثمرتُه الندم
Это означает: «Зависть – это качество низких и подлых людей, а остерегаться зависти – это нрав благородных людей. У каждого огня есть то, что его тушит, но обычно огонь зависти не потушить. Из зависти появляется ненависть, а ненависть – это и есть основа зла. И тот, кто держит в своем сердце злобу, – выращивает горький плод, и когда он созреет, то появится гнев, а итогом будет сожаление».
Религия Ислам учит человека желать другим того же, что он желает и себе из благ. Об этом сказано в Хадисе Посланника Аллаhа ﷺ:
لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَ لأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
Это означает: «Не станет полноценным верующим (то есть не достигнет совершенства в Вере) тот, кто не будет желать другим того же, что любит сам».
Если человек увидел благо у другого верующего, то ему следует помнить о том, что это – дар ему от Аллаhа, и Создатель хотел, чтобы это благо досталось именно этому человеку. Также следует помнить о том, что за каждое благо человек будет спрошен в Судный День, а зависть к благам другого является губительной и приносит вред тому, кто испытывает это чувство.
Если же мусульманин почувствовал в сердце тяжесть и чувство досады из-за благ другого верующего, то пусть старается заменить это чувство любовью к тому, у кого есть что-то лучшее, – именно это качество присуще полноценному верующему, который желает своему брату или сестре по Вере того же, что любит сам.