0%

https://nasledieprorokov.ru/wp-content/uploads/2022/10/internal-header-gigapixel-scaled.jpg

Что делать, если человек не постился в Рамадан?

Что делать, если человек не постился в Рамадан?

Что делать, если человек не постился в Рамадан? Пропустил полностью весь месяц Поста, или, например, несколько дней? В этой статье мы разберем обязанности тех, кто сознательно не соблюдает Пост месяца Рамадан. Основное объяснение приведем по школе Имама Аш-Шафи‘ий (за исключением некоторых отдельных моментов, в которых упоминаются мнения других ученых).

Мы разделим ситуации на 4 группы, в зависимости от той причины, по которой человек пропустил Пост. Для кого-то будет обязательным отдать только долг Поста. Для кого-то – отдать долг Поста и сверх этого дать искупительную милостыню фидья (пожертвование). Для кого-то обязательным будет только давать фидья. А кто-то за нарушение Поста должен будет соблюдать его в качестве долга и сверх этого сделать искупление (каффараh).

1. Те, кто обязан только соблюдать Пост в качестве долга:

а) кто не постился или нарушал Пост из-за болезни, которая поддается лечению (то есть от которой ожидается излечение);

б) кто не соблюдал Пост из-за путешествия на большое расстояние с соблюдением надлежащих условий и когда человек имеет рухса (дозволение не поститься);

в) женщины, пропустившие дни Поста в период своей менструации или послеродового очищения (даже если выделения появились незадолго до захода солнца – в такой день женщине Пост не засчитан);

г) не соблюдавшие Пост в месяце Рамадан без уважительной причины (когда человек вообще не держал Пост в Рамадан, хотя был обязанным по Шари‘ату поститься), а также те, кто начал поститься в какой-то день и нарушил Пост без уважительной причины чем-либо, кроме совершения полового акта. В этом случае (описанном в данном пункте) отдавать долги по Посту необходимо не откладывая (сразу после дня Праздника, так как в день Праздника Пост не дозволителен);

д) беременные или кормящие грудью, если они не постились (или начали поститься но из-за этого прервали и нарушили Пост), имея обоснованное опасение за состояние своего здоровья (именно своего или своего «плюс» за состояние ребенка).

Люди, о которых сказано выше в этом пункте, обязаны соблюдать в качестве долга пропущенные дни Поста: за один пропущенный день – один день долг.

2. Те, кто обязан соблюдать Пост в качестве долга и сверх того дать милостыню фидья (пожертвование):

а) беременные и кормящие грудью женщины, которые не соблюдали Пост (или прекратили Пост из-за этого), имея обоснованное опасение за здоровье своего ребенка (но не за свое). Милостыня фидья – это 1 мудд (пригоршня из двух ладоней) того продукта питания, который наиболее употребляется в данной местности (например, пшеницы);

б) те, кто не выполнил долг Поста предыдущего месяца Рамадан до наступления следующего месяца Рамадан. То есть у человека был долг по причине того, что он ранее не соблюдал или нарушил Пост, и при этом у него не было разрешения для несоблюдения Поста (как например, из-за далекого путешествия). Он также обязан соблюдать пропущенные дни Поста в качестве долга и, кроме этого, должен дать милостыню фидья. В данном случае фидья – это 1 мудд (пригоршня из двух ладоней) того продукта питания, который наиболее употребляется в данной местности.

3. Те, кто за несоблюдение Поста (или нарушение Поста) обязан только дать милостыню фидья:

а) престарелые люди, которым не под силу соблюдать Пост по причине старческой немощности или его соблюдение сопровождается большими трудностями. Они не держат Пост и нет на них долга за Пост, но за каждый день они должны дать милостыню фидья в размере одного мудда;

б) неизлечимо больные (то есть когда не ожидается выздоровление от этой болезни) и эта болезнь не дает соблюдать Пост (если на самом деле есть оправдание по Шари‘ату, так как не каждая болезнь дает право не поститься). Для таких людей пост не остается долгом. Они обязаны только дать милостыню фидья. По мазhабу Имама Аш-Шафи‘ий их фидья – 1 мудд (пригоршня из двух ладоней) того продукта питания, который наиболее употребляется в данной местности. По мазhабу Имама Абу Ханифа за каждый день Поста следует кормить бедного так, чтобы ему хватило пищи на обед и на ужин, или дать ему стоимость этого.

4. Те, кто за нарушение Поста обязан соблюдать его в качестве долга и сверх эстого делать искупление:

Это тот, кто сознательно нарушил Пост дня месяца Рамадан совершением полового акта по своей воле, помня при этом, что он соблюдает Пост, зная, что половой акт во время Поста запрещен (харам), даже если при этом не произошло семяизвержения. Он обязан соблюдать Пост того дня, который он нарушил, как долг, а также он обязан выполнить искупление (каффараh).

Искупление выполняется по приоритету, указанному ниже:

а) освобождение верующего раба. А если не удается сделать это, то:

б) соблюдать Пост два (лунных) месяца подряд, помимо дня долга. При этом нельзя нарушать Пост ни одного дня в течение этих двух месяцев. Если в этот период произошло нарушение Поста даже из-за болезни, то следует повторить Пост заново (заново начинается отсчет двух месяцев). А если человек не в состоянии выполнить это, то:

в) накормить 60 бедняков, каждому из которых давая милостыню в размере одного мудда (пригоршни двух ладоней) того продукта питания, который наиболее употребляется в данной местности. А по мазhабу Имама Абу Ханифа за каждый день Поста следует кормить бедного так, чтобы ему хватило пищи на обед и на ужин.

Если человек не смог выполнить ни одно из этих предписаний, то это обязательное искупление остается на нем как долг, и ничем другим заменить его нельзя.

По школе Имама Абу Ханифы, любое сознательное нарушение обязательного Поста, кроме тех путей, которые не питают тело, обязывает выполнить искупление (каффараh).