В чем разница между Пророком и Посланником?
Корень арабского слова «ан-нубувваh» (Пророчество) – ан-наба (весть). Таким образом, Пророчество – это весть от Аллahа. Также это слово имеет значение, подобное значению другого корня – ар-риф‘а (превосходство). Пророк (набийй) – это тот, который возвещает от Аллahа о том, что ему передано через Ангела.
Пророком может быть только человек (мужчина). Среди Ангелов и джиннов нет Пророков. А Посланником может быть и Ангел, и человек. Аллаh Всевышний сказал в Суре «Аль-Хаджж», Аяте 75:
اللهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلائِكَةِ رُسُلاً وَمِنَ النَّاسِ
Это означает: «Аллah избрал Посланников из Ангелов и людей».
В чем разница между Пророком и Посланником? Посланник из людей – это Пророк, получивший от Аллahа новые Законы, которых не было в Шари‘ате предыдущего Посланника. И Мухаммад, и ‘Иса, и Муса, мир им, были Посланниками – каждому из них были ниспосланы новые Законы. Например, по Законам, которые были до Пророка Мухаммада ﷺ, мусульмане должны были выполнять Намаз только в специальных местах для Молитвы (мечетях). А согласно Шари‘ату Пророка Мухаммада ﷺ, мусульмане могут молиться как в мечети, так и в любом другом чистом месте.
Пророк, не являющийся Посланником, – это тот, кто получает от Аллаһа Откровение следовать и передавать людям Законы предыдущего Посланника. То есть, он не получает новые Законы. Поэтому, каждый Посланник – Пророк, но не каждый Пророк является Посланником.
Пророчество – это дар от Аллahа, который не приобретается благими поступками. В Священном Кур`ане сказано в Суре «Аль-Бакараh», Аяте 269:
يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاء
Это означает: «Аллah дает Пророчество и Послание тому, кому хочет».
То есть нельзя достичь степени Пророка благодаря труду и стараниям в совершении благих дел или благодаря высокой культуре и нравственности. Пророческое Послание является даром от Аллahа особым, избранным людям.
Пророки всегда были лучше тех, к кому они были посланы. Они превосходили остальных по уму, проницательности, почетности, знаниям, богобоязненности, храбрости, щедрости, аскетизму. Сказано в Священном Кур`ане в Суре «Али ‘Имран», Аяте 33:
إِنَّ اللهَ اصْطَفَى ءادَمَ وَنُوحًا وَءالَ إِبْرَاهِيمَ وَءالَ عِمْرَانَ عَلَى الْعَالَمِينَ
Это означает: «Воистину, Аллah избрал Пророками Адама, Нуха (Ноя), а также род Ибраhима и семейство ‘Имрана, даровав им превосходство над другими созданными».
У Пророков не могли быть недостатки в органах чувств (в зрении, слухе и другом), из-за которых они не смогли бы выполнить свою миссию как положено. Имам Ат-Тирмизий передал Хадис Пророка Мухаммада ﷺ:
ما بعث الله نبيا إلا حسن الوجه حسن الصوت، وإن نبيكم أحسنهم وجها وأحسنهم صوتا
Это означает: «Все Пророки, посланные Аллahом, имели красивое лицо и прекрасный голос. И, воистину, Пророк Мухаммад, мир ему, – самый прекрасный их них».
Пророческие Послания были завершены с Посланием Мухаммада ﷺ – он является самым последним Пророком, и после него не будет нового Пророка, а ниспосланный ему Шари‘ат останется неизменным до Конца Света.