Сожаление о совершённых грехах
Из обязанностей сердца – сожаление о совершённых грехах: то есть испытывать чувство раскаяния о том, что нарушил повеления Аллаhа, несмотря на то, большие или малые были совершены грехи. И это сожаление обязательно должно быть в сердце обо всех совершённых грехах.
В Священном Кур`ане сказано в Суре «Ат-Тахрим», Аяте 8 означающее: «О, те, которые уверовали! Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, и чтобы Покаяние ваше было решительным и полным».
Сказано в Священном Кур`ане в Суре «Ан-Нур», Аяте 31 означающее: «Аллаh Всевышний повелел всем верующим быть богобоязненными и покаяться в грехах, так как это – путь к спасению».
Искреннее Покаяние – это путь исправления и освобождения себя от оков греховности. Однако бывает так, что человек откладывает Покаяние, думая, что успеет покаяться, исправить свое положение до того, пока не пришел Ангел смерти, – это очень распространенная ошибка. Ведь мы не знаем когда придет время нашей смерти. Откладывая «на потом», человек может не успеть покаяться, и в каком положении тогда он уйдет из этого мира? К тому же очень часто вмешивается шайтан, который наущает человека разными словами, например, говоря человеку: «Ты уже совершил слишком много грехов. Ты совершишь их и в будущем: так для чего каяться?». Это – обман, и человеку нужно быть внимательным. Сколько бы ни было совершено грехов, пока человек жив, у него есть возможность исправить ситуацию и вернуться на путь соблюдения обязанностей, возложенных на него Творцом.
Пророк ﷺ говорил означающее: «Тот, кто совершает искреннее Покаяние в своих грехах, – как будто бы их не совершал».
Сказано в Священном Кур`ане в Суре «hуд», Аяте 90 означающее: «Кайтесь и просите прощения у Аллаhа, воистину, Он – Милостивый и Прощающий».
Также сказано в Священном Кур`ане в Суре «Таhа», Аяте 82 означающее: «Воистину, Аллаh Всевышний дарует прощение верующим, которые каются. Они – богобоязненны и совершают благочестивые деяния».
Как уже упоминалось ранее, помимо шайтана еще одним врагом мусульманина является беспечность. Она выражается в том, что человек занят совершением грехов. Он не контролирует себя, не задумывается, является ли грехом тот или иной поступок, не отдает себе отчет в том, что дозволено, а что нет. Ведя такой образ жизни, он привыкает к грехам и часто не замечает, как они накапливаются. Такая беспечность, если не бороться с ней, может привести к еще более печальному результату, когда человек может дойти до того, что будет совершать неверие, а ему будет все равно.
Богобоязненный же человек отличается от других людей тем, что он волнуется, боится, оберегает себя от грехов, а если совершил один их них, то немедленно кается и старается не повторять согрешение в будущем. Именно об этом сказано в Хадисе, переданном Имамом Аль-Бухарий, где сказано означающее: «Богобоязненный верующий – это тот, который смотрит на свой грех и видит его как будто это – гора, которая может упасть на него».
Существуют три вида Покаяния (Таубаh): полное, неполное и несовершенное.
- Полное Покаяние – это отказ от совершения всех грехов и нарушений. Например, если человек пил спиртное, совершал прелюбодеяние, употреблял то, что запрещено, лжесвидетельствовал и тому подобное, а затем покаялся во всех грехах и больше не возвратился к их совершению – это и есть полное Покаяние.
- Неполное Покаяние – это Покаяние только в некоторых из грехах, а не во всех.
- Несовершенное Покаяние – это когда человек совершает Покаяние, но потом опять повторяет подобный грех.
Кто хочет спастись от мучений в могиле и в аду, пусть сделает искреннее, полное и совершенное Покаяние ради Аллаhа и сохранит себя от грехов до самой смерти.