Создатель не подобен созданным
Наивысшая из обязанностей, возложенная на рабов Аллаhа, – это быть верующим в Одного-Единственного и Единого Создателя. Верующий – это тот, кто имеет правильные убеждения о Боге и не придает Ему никакого соучастника. Тот, кто имеет неверные убеждения о Боге и приписывает Ему недостатки, не может считаться верующим и не знает своего Создателя.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
الإيمان أنْ تُؤْمِنَ باللَّهِ، ومَلائِكَتِهِ، وكُتُبِهِ، ورُسُلِهِ، والْيَومِ الآخِرِ، وتُؤْمِنَ بالقَدَرِ خَيْرِهِ وشَرِّهِ
Это означает: «Иман (Вера) – это значит верить в Аллаhа, Его Ангелов, Его Книги, Его Посланников, верить в Судный День и в Предопределение добра и зла».
Сказал величайший Исламский ученый Имам Аль-Газалий:
لا تصح العبادة إلا بعد معرفة المعبود
Это означает: «Поклонение принимается лишь у того, кто знает Кому нужно поклоняться». То есть Аллаh принимает поклонение тех, кто верит в Создателя, знает, что Ему присуще, и не приписывает Ему ни соучастника, ни подобия, ни недостатки.
Вопросы, входящие в основу Веры в Аллаhа Всевышнего – это убеждение без сомнений, что Аллаh существует, и нет абсолютно ничего подобного Ему, и убеждение, что все создано Им.
Аллаh не подобен Своим созданиям, и ни одно из созданий Аллаhа не подобно Ему. Об этом сказано в Священном Кур`ане в Суре «Аш-Шура», в Аяте 11:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ
Это означает: «Нет ничего подобного Богу».
Этот Аят – самый ясный Аят в Кур`ане, доказывающий, что Создатель не имеет подобия. Аллаhу не присуще подобие созданным – ни полное, ни частичное. Он не похож ни на одушевленные творения, ни на неодушевленные.
Если бы Аллаh был подобен созданным, то Ему были бы присущи качества созданных и Он нуждался бы в том, кто наделил Его этими качествами. Нужда – это слабость, и она не присуща Богу. Поэтому тот, кто нуждается в чем-либо, – слабый и не является Создателем.
Бог существует без образа, без места и без направлений. Неправильно думать, что Аллаh где-то находится, занимая место в пространстве, или перемещается в нем. Аллаh существовал без места до создания Им места, и сейчас Он существует без места – и таким Он будет Вечно без конца. Так как не присущи изменения Создателю изменений.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
Это означает: «Аллаh существовал Вечно и не было ничего, кроме Него».
Данное изречение Пророка ﷺ разъясняет нам, что в вечности не существовало ничего, кроме Аллаhа. Он существовал до создания места, пространства, направлений, небес, не нуждаясь в них, и после их создания Он не изменился и существует таким, каким был Вечно, – то есть без места и направлений.
Двоюродный брат Пророка Мухаммада ﷺ Имам ‘Али, да будет им доволен Аллаh, сказал:
كَانَ اللهُ وَلا مَكَان وَهُوَ الآنَ عَلى مَا عَلَيْهِ كَان
Это означает: «Аллаh был, и не было места, и сейчас Он существует таким, как и был до создания места (то есть без места)». Передал это изречение Имам Абу Мансур Аль-Багдадий в книге «Аль-Фарку байналь-фирак».
Абсурдно считать, что Аллаhу присуще подобие созданным. Если бы Он имел подобие, то не был бы Единственным, – то есть Тем, Которому нет равных. Аллаh – Вечный без начала, поэтому то, что Ему присуще, также Вечное без начала. Все созданное появилось и, соответственно, может обладать только созданными качествами. Поэтому Вечному без начала Создателю не могут быть присущи качества созданных, а у созданных не может быть того, что присуще только Вечному без начала Создателю. Любой, кто имеет начало своего существования, нуждается в том, кто дал ему это начало.
В Кур`ане в Суре «Ан-Нахль», Аяте 60 сказано:
وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الأعْلَىٰ
Это означает: «Атрибуты Аллаhа не подобны атрибутам созданных».
Также в основу Веры в Бога входит убеждение, что Аллаh – Создатель всего, что вошло в бытие. Аллаh – Создатель небес, земель и всего, что между ними.
Сказано в Кур`ане в Суре «Аз-Зумар», Аяте 62:
اللهُ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ
Это означает: «Аллаh – Создатель всего созданного».
Пророк ﷺ учил, что Аллаhом созданы все одушевленные и неодушевленные тела, а также что Аллаhом созданы все действия Его творений: движение, покой, намерения, наши собственные и непроизвольные мысли. Ни природа, ни какая-либо причина не являются создателем, потому что также созданы Богом. Все созданное появилось в бытие по Вечной Воле, Могуществу и Всезнанию Создателя.
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане в Суре «Аль-Ан‘ам», Аяте 1:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ
Это означает: «Хвала Аллаhу, Который создал небеса и земли, а также тьму и свет».
Создавать – означает давать бытие после небытия, а потому это присуще только Создателю. Следовательно, глагол «создавать» в значении «давать бытие после небытия» допустимо использовать только по отношению к Аллаhу.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ صَانِعُ كُلِّ صَانِعٍ وصَنْعَتِهِ
Это означает: «Аллаh – Создатель каждого действующего и его действия». Этот Хадис передали Аль-Хаким, Аль-Байhакый и Ибн Хиббан от Хузайфа. Из этого Хадиса мы понимаем, что и сам человек, и действия человека созданы Аллаhом и никто, кроме Аллаhа, ничего не создает.
Сказано в Кур`ане в Суре «Аль-Ан‘ам», Аяте 162:
قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي للهِ رَبِّ العَالَمِينَ
Это означает: «Скажи: Мои Намазы, мои совершенные ритуалы, моя жизнь и смерть созданы Аллаhом – Господом миров».
Человек не создает свои действия, он лишь приобретает их. Приобретение – это направление человеком своей воли и желания к действию, которое создается Аллаhом.
Сказано в Кур`ане в Суре «Аль-Бакараh», Аяте 286:
لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ
Это означает: «Верующий получит вознаграждение за то, что он приобрел из добра, и каждый человек ответит за то, что он приобрел из зла».
Никто и ничто не может препятствовать Воле Создателя. Аллаh делает в Своем владении все, что Он хочет, и Он судит Свои творения так, как Он хочет.
Дорогие! Аллаh Всевышний повелел нам строго следовать принципу Единобожия, верить в Создателя без сомнения, не придавая Ему соучастника и не приписывая Ему недостойного. И в этом повелении для нас есть большое благо, так как следуя ему мы сохраняем себя на пути спасения.