‘Умар ибн Аль-Хаттаб – второй праведный Халиф
‘Умар ибн Аль-Хаттаб – известная личность в Исламе и один из величайших Сподвижников, вошедших в число первых праведных Халифов. Он в числе первых принял Ислам и переселился с Пророком ﷺ из Мекки в Медину. Он – один из тех десяти Сподвижников, кому еще при жизни Посланник Аллаhа ﷺ сообщил, что они войдут в Рай.
Его имя – Абу Хафс ‘Умар ибн Аль-Хаттаб ибн Нуфайль Аль-Курайший, пусть будет ему больше милости Аллаhа. Он был вторым Халифом и справедливым правителем мусульман, но при этом он был неприхотливым, аскетичным, скромным и не было в нем никакого высокомерия.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб – один из величайших ученых среди Сподвижников, о котором сам Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Истина исходит из уст ‘Умара, и истина – в его сердце». Поэтому Пророк ﷺ назвал его «Аль-Фарук» («различающий добро и зло») – так как ‘Умар был известен тем, что различал истину от заблуждения, и куда бы он ни шел, он выбирал правильный путь.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб принял Ислам, когда ему исполнилось 26 лет – после того, как приняли Ислам 40 мужчин и 10 женщин.
О том, как ‘Умар принял Ислам, есть несколько передач, одна из которых описана в исторических книгах (летописях). Сам ‘Умар говорил, что однажды он вышел к мечети Аль-Харам, чтобы мешать Пророку Мухаммаду ﷺ, и оказалось, что Пророк уже был там и выполнял Намаз. ‘Умар встал позади Пророка ﷺ, который в то время начал читать Суру «Аль-Хаккаh». ‘Умар стал удивляться тому, насколько сильный слог и какой особый стиль у текста Кур`ана. И он сказал сам себе: «Клянусь Творцом! Это – настоящий поэт!», – также утверждали и его соплеменники курайшиты, обвиняя Пророка ﷺ в том, что он сам сочинил Кур`ан. Тогда Пророк Мухаммад ﷺ прочитал Аят:
إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ. وَمَا هُوَ بِقَولِ شَاعِرٍ قَلِيلاً مَا تُؤْمِنُونَ
Это означает: «Воистину, это – речь достойного Посланника. И это – не речь поэта, чтобы вы знали, ведь неверующие считают его поэтом».
После этого ‘Умар сказал сам себе: «Тогда, он, наверняка, – предсказатель, чародей, колдун». Тогда Пророк Мухаммад ﷺ прочитал Аят:
وَلاَ بِقَوْلِ كَاهِنٍ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ
Это означает: «И это – не речь колдуна или предсказателя! Разве вы не понимаете!».
И тогда Ислам утвердился в сердце ‘Умара ибн Аль-Хаттаба.
Когда первому Халифу Абу Бакру Ас-Сыддику стало плохо перед смертью, он оставил своим преемником ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. Люди признали ‘Умара своим Халифом, и никто не был против его правления.
Халиф ‘Умар ибн Аль-Хаттаб совершил много благого и полезного для общины мусульман. Он был первым человеком, который предложил новое летоисчисление. По его велению за отправную точку новой эры был взят день переселения Пророка ﷺ из Мекки в Медину, что соответствовало первому дню месяца Мухаррама.
Также Халиф ‘Умар ввел благое новшество, собрав молящихся в месяце Рамадан для коллективного выполнения Таравих Намаза за одним имамом (ранее этот Намаз выполнялся индивидуально). После того, как ‘Умар призвал к этому мусульман, он сказал: «Какое прекрасное новшество!».
‘Умар ибн Аль-Хаттаб был первым, кто ввел регистрацию отправленных указов и писем. Также при Халифе ‘Умаре была организована общественная казна Байтуль-Маль, откуда выделялись средства нуждающимся.
Правитель ‘Умар также известен тем, что он расширил здание мечети Пророка ﷺ в Медине, мечеть Аль-Акса и здание мечети Аль-Харам.
От Халифа ‘Умара ибн Аль-Хаттаба передано много важных и полезных наставлений и советов. Так, передается от Сабита ибн Аль-Хадджаджа, что ‘Умар говорил: «Делайте отчет перед собой до того, как вы предстанете на Отчете в День Суда. Взвешивайте свои деяния прежде, чем они будут взвешены в Конце Света. Готовьтесь к величайшему дню – Дню Суда, о котором сказано в Кур`ане: “В тот День ничто не скроется и будет показано”».
Известно, что правитель ‘Умар был справедливым и очень внимательным к делам мусульман. Таким он был до того, как стал Халифом, и оставался таким и после принятия им присяги. Примером этого является история, когда торговцы приехали в молитвенный дом и остановились там, а ‘Умар ибн Аль-Хаттаб вместе ‘Абдур-Рахманом ибн ‘Ауфом остались на всю ночь сторожить вещи гостей, чтобы их не украли. Тогда ночью ‘Умар услышал плач ребенка и обратился к его матери со словами: «Будь богобоязненной и будь милосердной к своему ребенку!». Через некоторое время он опять услышал плач того ребенка и еще раз обратился к его матери с теми же словами. Перед рассветом ‘Умар снова услышал плач того ребенка и подойдя к его матери он сказал: «Что случилось? Я вижу, что твой сын не может спать спокойно ночью?». На что женщина ответила: «О, раб Божий! Я хочу отучить его от груди, а он отказывается». ‘Умар спросил почему. Женщина ответила: «‘Умар помогает только тем детям, которые не кормятся грудью!». Правитель ‘Умар спросил: «А сколько ему?». Она ответила, что столько-то месяцев. ‘Умар ответил ей: «Будь добра, не спеши отрывать его от груди». Затем он выполнил Утренний Намаз и заплакал. Он сказал себе: «Горе тебе, о, ‘Умар! Сколько детей мусульман пострадало из-за тебя!?». Затем он позвал глашатаев, чтобы они объявили всем: «Не спешите отрывать своих детей от груди. Всем из них будет дана помощь». Это послание было разослано в разные страны востока и запада.
Также широко известно, насколько правитель ‘Умар был милосерден и добр к мусульманам. Примером этого является следующая история. В один из дней пепельного года, в котором была страшная засуха, помощники Халифа зарезали верблюдицу и стали раздавать ее мясо людям. Они оставили самый лучший кусок мяса Халифу без его ведома. И когда правителю ‘Умару подали это мясо, он спросил: «Что это за мясо?». Они ответили: «О, правитель мусульман! Это мясо верблюдицы, которую мы зарезали сегодня». На что ‘Умар ответил: «Каким же я буду правителем, если стану кушать самое лучшее мясо, а людей кормить худшим, кормить их остатками?!». Он попросил принести ему хлеб и оливковое масло. Когда ему принесли это, он стал разламывать хлеб и размачивать его в масле. Затем он сказал своему помощнику по имени Ярфа‘: «О, Ярфа‘! Возьми же это мясо и отнеси людям из поселения Басмаг. Я уже три дня не ходил туда и считаю, что они очень нуждающиеся, бедные и голодные».
Халиф ‘Умар ибн Аль-Хаттаб был очень скромным и неприхотливым. Он был очень добрым и милосердным, помогал нуждающимся и поддерживал людей, попавших в беду. Хафиз Абу Ну‘айм в своей книге «Хильятуль-аулия» рассказал, что однажды темной ночью Тальха увидел, что правитель мусульман ‘Умар вышел из своего дома и зашел в другой, а затем вышел из этого и зашел в следующий. Проснувшись утром, Тальха зашел в тот дом, куда ночью заходил ‘Умар, и увидел там слепую старуху с парализованными ногами. Тальха спросил ее: «Что хотел тот человек, который заходил к тебе недавно?». Она ответила: «Он навещает меня уже много времени, помогает мне и ухаживает за мной, выполняет мои просьбы, убирает за мной».
‘Умар ибн Аль-Хаттаб умер утром 27 числа месяца Зуль-Хиджжаh в 23 году hиджры. На рассвете этого дня Халиф ‘Умар вышел из дома для выполнения Утреннего Намаза. Когда уже выстроились ряды из мусульман, между рядами прошел Абу Люлюа, в руке которого был отравленный кинжал. Он ударил им ‘Умара три раза. Сподвижники сразу попытались обезвредить злодея, но он успел ранить около 12 человек, из которых шестеро погибли. Когда убийца понял, что не сможет сбежать, он пронзил себя своим кинжалом и от этого скончался.
Правитель ‘Умар, да будет ему еще больше милости Аллаhа, после нападения, находясь в предсмертном состоянии, попросил своего сына ‘Абдуллаhа посчитать, какие он имеет долги, и вернуть все. ‘Умар также сказал сыну: «Иди к ‘Айше и скажи ей, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб просит разрешения быть похороненным вместе с Пророком и Абу Бакром». Когда ‘Абдуллаh сын ‘Умара пришел к ‘Айше и передал просьбу отца, она сказала: «Я хотела, чтобы это место было для меня. Но сегодня я передаю это место ему».
‘Умар был похоронен вместе со своими ближайшими друзьями – Пророком Мухаммадом ﷺ и Абу Бакром Ас-Сыддиком.