0%

https://nasledieprorokov.ru/wp-content/uploads/2022/10/internal-header-gigapixel-scaled.jpg

Зайнаб – дочь Пророка ﷺ

Зайнаб бинт Мухаммад ﷺ

В этой статье мы расскажем историю о жизни дочери Пророка Мухаммада ﷺ по имени Зайнаб. Ее культура, скромность и благородство являются примером для многих женщин. В своей жизни она столкнулась с чередой испытаний, но при этом сохраняла достоинство и проявляла терпение.

Посланник Аллаhа Мухаммад ﷺ имел семерых детей: троих сыновей и четыре дочери. Среди дочерей Пророка ﷺ Зайнаб была самой старшей. Но на счет того, была ли она старшей среди всех его детей, или же самым старшим был сын Касим – у ученых есть разногласие во мнениях: некоторые посчитали, что среди детей Пророка ﷺ Зайнаб родилась первой и была старшей из них, а другие сказали, что сын Пророка ﷺ по имени Касим был старше, чем Зайнаб.

Кто же такая Зайнаб бинт Мухаммад, и почему среди мусульман так часто упоминается ее биография, которую кто-то называет трогательной историей, а кто-то историей настоящей любви.

Мамой Зайнаб была госпожа Хадиджа, да будет им обеим милость Аллаhа. Зайнаб выросла воспитанной достойной девушкой, обладающей похвальными качествами, помимо этого, она принадлежала к знатному роду. Не удивительно, что мужчины из многих семей Мекки, пользовавшихся в то время авторитетом, мечтали жениться на ней и были готовы соревноваться между собой за это право.  Но преградой для них стал Абу Аль-‘Ас ибн Ар-Раби‘а. Госпожа Зайнаб вышла замуж за него, и поэтому в последующем он стал известен как «зять Посланника Аллаhа».

Абуль-‘Ас ибн Ар-Раби‘а был курайшитом и знатным человеком. Он был сыном hали бинт Хувайлид – родной сестры Хадиджы, и, таким образом, приходился ей племянником и был двоюродным братом Зайнаб. Отношение Хадиджи к Абуль-‘Асу было очень теплым, как к родному сыну.

Родом деятельности Абуль-‘Аса была торговля, он часто отправлял торговые караваны и был довольно успешным купцом. О желании жениться на Зайнаб Абуль-‘Ас сначала рассказал своей тете Хадидже, а затем обратился и к ее отцу – Пророку Мухаммаду ﷺ. Абуль-‘Ас попросил руки его дочери, и когда Пророк  ﷺспросил Зайнаб, согласна ли она выйти замуж за Абуль-‘Аса, она застеснялась и промолчала. Некоторые также упоминают, что от смущения она покраснела и заулыбалась. Пророк ﷺ понял, что она согласна, и тогда было принято решение о свадьбе Зайнаб и Абуль-‘Аса Ар-Раби‘а. Так началась история их семейной жизни.

Зайнаб и Абуль-‘Ас были гармоничной и счастливой семейной парой, они жили в согласии. Их первым ребенком стала девочка. Пророк  ﷺназвал ее Умама. Появление первенца подарило всем им радость. Позже у них также появился сын, которого они назвали ‘Али. Часто передается повествование о том, как Пророк Мухаммад ﷺ совершал Намаз с маленьким ребенком на руках – когда шел на земной поклон, клал на пол возле себя, а потом, когда поднимался, снова брал на руки. Это была его внучка – Умама бин Абу Аль-‘Ас. В последствии Умама стала женой ‘Али ибн Абу Талиба.

Бракосочетание Зайнаб и Абуль-‘Аса было заключено во времена джаhилии, то есть до получения Пророком Мухаммадом ﷺ Пророческой миссии. После того, как Посланнику было ниспослано Откровение, и он начал свой призыв, Зайнаб уверовала и без колебаний произнесла Свидетельства Ислама. Она надеялась, что ее муж также последует пути Истины, но он отказался от принятия Ислама и сказал ей: «Если я последую за ним, то мое племя скажет, что я предал религию своих предков, желая угодить своей жене и ее отцу». Тогда она перебила его: «Но ты же не станешь слушать их слова, отдаляющие тебя от Истины?!» Он замолчал и не знал, что сказать. Затем ответил: «Клянусь Богом, я не обвиняю твоего отца ни в чем (не считаю, что он обманщик). И, воистину, я хочу быть с вами на одном пути, но мне будет неприятно от того, что люди будут говорить, что я предал их, отступив от религии наших предков из-за женщины. Пойми меня и найди мне оправдание». Таким образом, Зайнаб уже была мусульманкой, а ее муж оставался в неверии. Несмотря на это, они продолжали жить вместе, ведь в то время еще не было ниспослано Откровение о запрете на супружество между мусульманкой и неверующим.

Передается, что язычники настойчиво советовали Абуль-‘Асу разойтись с Зайнаб и пытались всячески уговорить его дать ей развод, предлагая в жены любую из девушек племени Курайш, какую бы он ни выбрал. Но он твердо заявил им, что не намерен этого делать. Однако, на тот момент Ислам принимать он тоже не стал.

Когда пришло время великой hиджры (переселения), это событие ознаменовало для Зайнаб еще один непростой период в жизни. Другие дочери Пророка Мухаммада ﷺ Умм Кульсум, Рукайя и Фатыма переехали в Медину (сперва Рукайя, а через некоторое время Умм Кульсум и Фатыма). Зайнаб же осталась с мужем в Мекке. Ее матери Хаджиджи на тот момент не было в живых, а отец уже совершил hиджру, и она пребывала в большой печали от того, что рассталась со своими близкими. Она продолжила жить в Мекке, и расставание с дорогими ее сердцу людьми печалило и тяготило ее, но она оставалась в Мекке. Это продолжалось, пока не произошла битва при Бадре.

В сражении при Бадре Абуль-‘Ас, будучи немусульманином, был на стороне язычников-курайшитов. Он не имел желания воевать против мусульман, но считал, что он был вынужден пойти вместе с остальными. В этой битве Аллаh даровал победу Посланнику Аллаhа ﷺ и его войску – язычники потерпели поражение, оставшиеся в живых воины со стороны противника были взяты в плен. Так получилось, что Абуль-‘Ас тоже оказался в числе пленников, и весть об этом достигла Мекки. Это стало еще одной трудностью на жизненном пути Зайнаб. Ведь ее муж не только сражался в битве на стороне язычников, но и попал в плен.

Для освобождения своих родных и близких из плена, мекканцы отправляли выкуп. Когда Зайнаб узнала о том, что случилось с ее мужем, она отправила выкуп за него. Брат Абуль-‘Аса по имени ‘Амр прибыл к Посланнику Аллаhа ﷺ и обратился к нему, держа в руках сверток. Внутри свертка оказалось ожерелье – это украшение принадлежало Зайнаб и оно досталось ей от матери в качестве подарка на свадьбу (на женитьбу Зайнаб и Абуль-‘Аса). У Зайнаб не было никакого имущества, которое она могла бы использовать в качестве выкупа, кроме этого ожерелья, поэтому она отправила его. Пророк Мухаммад ﷺ сразу узнал это украшение, принадлежащее некогда его жене Хадидже, он сильно растрогался и на его лице проявилась печаль.

Пророк ﷺ понял, что это Зайнаб передала выкуп за Абуль-‘Аса. Он также вспомнил о Хадидже, которой в прошлом принадлежало это украшение, и конечно, смилостивился над дочкой. Тогда он сказал своим Сподвижникам означающее: «Если вы сочтете возможным, что можно освободить ее пленного и вернуть ей выкуп, то так и поступите». Сподвижники согласились и последовали этому. Они отпустили ‘Аса, и выкуп был возвращен Зайнаб. Однако Пророк ﷺ повелел ему расстаться с ней, чтобы она могла отправиться в Медину. Абуль-‘Ас выполнил это требование, и когда он вернулся в Мекку, расстался со своей женой, которая также не противилась воле своего отца и проявила терпение.

Так Зайнаб стала готовиться к переселению в Медину. Когда она завершила все приготовления и отправилась в путь, ее сопровождал родной брат Абуль-‘Аса по имени Кинана. Неверующие настигли их и воспротивились отъезду Зайнаб, они стали препятствовать ее переселению. Ведь после битвы при Бадре и позорного поражения язычники жаждали мести, их сердца были полны злобы и ненависти. Они видели, как средь бела дня отправляется в путь дочь Пророка Мухаммада ﷺ, войском которого они недавно были повержены в бою. Они стали преследовать ее, пытались препятствовать ее пути, потянулись руками к Зайнаб, которая сидела на верблюде, и один мужчина толкнул ее так, что она упала с верблюда на каменную глыбу. В некоторых источниках упоминается, что этот мужчина атаковал копьем ее верблюда, и от нанесенного толчка копьем, Зайнаб упала и ударилась. На песок пустыни пролилась кровь. В это время Зайнаб была уже на четвертом месяце беременности. Увидев, что произошло, язычники поняли серьезность их поступка и испугались последствий. После произошедшего события они все-таки позволили Зайнаб покинуть Мекку. Когда она прибыла в Медину, мусульмане встретили ее с радостью и теплом.

Шло время. Абуль-‘Ас продолжал заниматься торговлей и путешествовал с караванами. Мекканцы были убеждены в его добропорядочности. Когда он однажды, закончив свои торговые дела, возвращался назад, Сподвижники остановили караван, в котором он ехал, и забрали в Медину. Он спасся бегством и пришел к Зайнаб.

С момента переселения в Медину, все эти годы Зайнаб не виделась с Абуль-‘Асом, и долгие шесть лет она не теряла надежды, что Абуль-‘Ас примет Ислам и вернется к ней. И вот в тот день он явился перед ней, но по-прежнему будучи неверующим. Она увидела в его глазах просьбу о помощи.

Зайнаб обратилась к мусульманам и крикнула: «О, люди, он под моей защитой!» Среди слышавших это был и Пророк ﷺ со своими Сподвижниками – они в этот момент совершали Намаз. Когда Посланник Аллаhа закончил свой Намаз, она подошла к нему в слезах, говоря: «О, Посланник Аллаhа, ведь, с одной стороны, он – сын моего дяди, а с другой стороны – отец моих детей. Я беру его под свое покровительство». Пророк распорядился, чтобы Абуль-‘Асу вернули все имущество, которое было в караване. Но быть вместе Абуль-‘Асу и Зайнаб было невозможно, ведь к тому времени уже существовал запрет на брак между мусульманкой и неверующим.

После этого Абуль-‘Ас отправился обратно в Мекку. Он уцелел, смог сохранить свою жизнь и караван, но в его сердце стали назревать перемены. Когда он прибыл, язычники поспешили поздравить его с тем, что он добрался невредимым. А когда он раздал людям их имущество, то обратился к ним: «О, курайшиты! Осталось ли у меня еще чье-то имущество, которое я не вернул?» На что они ответили: «Нет». После чего Абуль-‘Ас обвел их взглядом, произнес слова двух Исламских Свидетельств и сказал им: «Клянусь Аллаhом, от принятия Ислама меня удерживало лишь опасение, что кто-то из вас подумал бы, что я хотел таким образом присвоить его имущество. И после того, как я понял, что уже никому ничего не должен, я заявляю, что я – мусульманин». Он не хотел быть обвиненным в том, что принял Ислам с целью присвоить их имущество. Когда же они сами подтвердили, что Абуль-‘Ас не оставил себе чужого, он объявил им о своем принятии Ислама.

Затем Абуль-‘Ас отправился в Медину и вернулся к Зайнаб уже мусульманином. Встреча с Зайнаб и их двумя детьми была под знаменем Таухида. Произошло воссоединение семьи, о котором все эти годы мечтала Зайнаб.  Но их дальнейшая совместная жизнь не была долгой. Через год после их встречи Зайнаб умерла из-за болезни. С тех пор как язычники столкнули ее с верблюда, она болела. По причине этого падения она также потеряла ребенка, которым была тогда беременна.

Ибн Асир Аль-Джазарий передал, что Зайнаб умерла в 8 году по hиджре в Медине, еще при жизни Пророка ﷺ. Когда она умерла, Пророк ﷺ и его Сподвижники совершили Намаз Джаназа и проводили ее в последний путь. Зайнаб была похоронена на кладбище Аль-Бакы‘а – на кладбище в Медине, на котором похоронено много родственников Пророка Мухаммада ﷺ и его Сподвижников. Зайнаб оставила после себя дочь Умаму, а сын Зайнаб и Абуль-‘Аса по имени ‘Али умер, будучи ребенком, не дожив до совершеннолетия.

Такова трогательная история жизни дочери лучшего из созданных Зайнаб бинт Мухаммад, да будет ей милость Аллаhа. Из этой истории мы можем вынести поучительный урок о терпении в трудностях и о том, что, несмотря на испытания, необходимо ограждать свое сердце от привязанности к мирскому и стойко держаться Истинного пути.